Внеплановой проверкой в сфере закупок Ненецким УФАС России выявлены нарушения

Сфера деятельности: Контроль закупок

По двум объектам закупок, имеющих достаточно большое и значимое значение на территории нашего округа, Ненецким УФАС России 09 февраля 2024 г. проведены две внеплановые проверки в отношении государственного контракта на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в жилых домах, непригодных для проживания и (или) с высоким уровнем износа, заключенного между КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» и ИП Колыбиным В.А. от 25 декабря 2023 г. при цене контракта 82 млн. 472 тыс. 332 руб. 80 коп., а также в отношении государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ненецкого автономного округа, заключенного от 25 декабря 2023 г. между КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» и ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» при цене контракта 124 млн. 611 тыс. 308 руб. 60 коп.

Особенностью данных контрактов является их заключение с единственным поставщиком — то есть в порядке, предусмотренной в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не подлежащего применению с 25 декабря 2023 г., поскольку данные обстоятельства исходят из процедуры определения (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обстоятельства заключения вышеуказанных контрактов со стороны заказчика - КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» осуществлены на основании распоряжения Администрации Ненецкого автономного округа от 22. 12.2023 № 178-р .

Между тем региональные и муниципальные заказчики с 25 декабря 2023г. не вправе проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по дополнительным случаям, которые до этой даты установил субъект региона.

Комиссией Ненецкого УФАС России в результате вышеуказанных проверок выявлено несоответствие регионального законодательства действующим нормам федерального законодательства, поскольку постановление Администрации НАО от 20 мая 2022г № 143-п «О случаях осуществления закупок товаров, работ услуг для нужд Ненецкого автономного округа и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления», а также постановление Администрации НАО от 02.12.2022 № 333-п «О внесении изменений в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 20.05.2022 №143-п» исходя из вышеуказанных норм федерального законодательства с 25 декабря 2023 г. не признаны утратившими свою силу.

По мнению контрольного органа в сфере закупок, порядок несоблюдения норм действующего законодательства влияет на правовое качество заключенных контрактов в совокупности с другими выявленными обстоятельствами.

В частности, в решении Комиссии Ненецкого УФАС России в отношении выявленных фактов акцентировано внимание об отсутствии между КУ НАО «ЦСЗ» и ИП Колыбиным В.А. конкурентного способа и неправомерного выбора заказчиком способа определения закупки товаров (работ, услуг).

В этой связи в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8, части 1 и части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, которые, в свою очередь, для заказчика влекут административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

В отношении второго контракта, заключенного также как с единственным поставщиком между КУ НАО «ЦСЗ» и ГУП НАО «Нарьян-Мардоррремстрой», необходимо отметить, что контрольный орган в сфере закупок также признал об отсутствии между ними конкурентного способа закупки.

Кроме того, не оставлен без оценки выявленный в ходе проверки факт о том, что получатель средств окружного бюджета — КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» при наличии доведенного до него в начале календарного рабочего года с 09.01.2023 бюджетного ассигнования в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в виде конкретных лимитов, тем не менее, до 25.12.2023 не осуществил освоение выделенных денежных средств, составляющий цену контракта в размере 124 млн. 611 тыс. 308 руб. 60 коп.

По данному обстоятельству следует обратить внимание и на то, что длительное бездействие заказчика по освоению бюджетных лимитов в течение 2023г. указывает и на то, что КУ НАО «ЦСЗ», в свою очередь, в отношении такой сложной работы по ремонту дорог регионального значения, имеющее важное значение для жителей округа, заключив с единственным подрядчиком ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» контракт с 25.12.2023 со сроком выполнения работ с 25.12.2023 по 01.09.2024, выполнение работ фактически предусмотрел на зимне-весенние периоды.
Безусловно, ведение работ в этот период времени может повлиять на качество ремонтных работ автомобильной дороги местного значения, поскольку в публичном пространстве среди граждан города по предыдущим объектам закупок в отношении качества ремонта дорог имелись отрицательные отзывы.

По результатам выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений по действиям (бездействиям) заказчика по делу о заключении контракта между КУ НАО «ЦСЗ» и ГУП «Нарьян-Мардорремстрой» Комиссией Ненецкого УФАС России квалифицированы по части 2 статьи 8, части 1, части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе и разрешен вопрос для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика.

Итоги проведения внеплановой проверки руководителем антимонопольного органа также доведены до прокурора Ненецкого автономного округа и председателя Счетной палаты НАО.

Ненецкое УФАС России при проведении любых видов закупок напоминает о необходимости соблюдения установленных требований и положений действующего законодательства в целях достижения результативности и эффективности закупок, надлежащего исполнения условий государственных и муниципальных контрактов.