• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ненецкое УФАС РФ по результатам плановой проверки обязало Совет депутатов МО "Юшарский сельсовет" НАО снять обязательства с хозяйствующих субъектов по содержанию объектов благоустройства в отношении которых они не являются собственниками

Сфера деятельности: Контроль органов власти

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

По результатам плановой документарной проверки в действиях Совета депутатов МО «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа, адрес: ул. Центральная, 19, сел. Каратайка, Ненецкий АО, 166742 Федерального закона от 26.07.2006 установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в возложении на хозяйствующих субъектов обязанности по содержанию и уборке прилегающей территории (газонов), тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений, газонов, в отношении которых у них отсутствуют какие-либо права собственности, а именно пункты 7.1.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.4.1, 7.4.2 Правил, которые могут повлечь необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Правила по благоустройству территории муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа, утвержденные решением № 6 от 01.08.2017 Совета депутатов муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа на сорок пятом (внеочередном) заседании пятого созыва (далее- Правила), регламентируют порядок благоустройства на территории муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа и требования в сфере благоустройства, которые обязательны дял исполнения физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, находящимися и (или) осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа.

Согласно пункту п. 7.1.1 Правил к осуществлению уборки должны привлекаться физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, территории путем включения в договор аренды требования об уборке прилегающей территории и определения ее границ, а также через соглашения с собственниками земельных участков.

Согласно пункту 7.2.2 Правил уборку территорий тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов производить в сроки, установленные Администрацией МО «Юшарский сельсовет» НАО.

Согласно пункту 7.2.3 Правил в летний период юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помимо уборки в границах, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, целесообразно осуществлять выкос сорной травы;

Согласно пункту 7.4.1 Правил содержание элементов благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориальных досок осуществлять физическим и (или) юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, владеющим соответствующими элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Согласно пункту 7.4.2 Правил физическим и юридическим лицам осуществлять организацию содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.

Как следует из ответа Администрации МО «Юшарский сельсовет» НАО от 18.12.2019 № 836 на требование об истребовании сведений Ненецким УФАС России № 01-35/1262 от 16.12.2019 на территории данного муниципального образования не заключались договора аренды (иные документы) либо иного пользования, то есть физические и юридические лица являются собственниками зданий и осуществляют уборку прилегающей территории самостоятельно, без привлечения иных лиц. Уборка территории в весенне-летний период производится собственниками помещений, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно, без привлечения иных лиц. Договоров аренды и иного пользования в отношении объектов благоустройства не заключались. Лица за нарушение Правил благоустройства не привлекались к ответственности.

Таким образом, Правила устанавливают требования по содержанию и уборке хозяйствующими субъектами прилегающей территории (газонов), тротуаров, зеленых насаждений, элементов благоустройства то есть территории и объектов благоустройства, которые не предоставлены им во владение, пользование.

Также Правила устанавливают требования по содержанию и уборке хозяйствующими субъектами элементов благоустройства, зеленых насаждений, тротуаров и территории (газонов) в отношении которых у них отсутствуют какие-либо права собственности.

В силу подпункта 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах ОМСУ) организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) входит в полномочия органов местного самоуправления городского округа.

Орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51 Закона об общих принципах ОМСУ).

Пунктом 2 статьи 18 Закона об общих принципах ОМСУ определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В связи с чем, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию и благоустройству территории муниципального образования возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета муниципального образования.

Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерно в части уборки и содержания прилегающей территории, тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений, газонов в отношении которых они не являются собственниками.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу названной нормы по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов.

Выполнение работ по содержание и уборке прилегающей территории (газонов), элементов благоустройства, зеленых насаждений, в отношении которых у хозяйствующих субъектов отсутствуют какие-либо права, на таких лиц федеральным законодательством не возлагаются.

Такая обязанность может быть предусмотрена либо на основании федерального закона, либо на основании договора, заключенного в порядке, предусмотренном ГК РФ, то есть по взаимному согласию сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

Действующее законодательство позволяет органам местного самоуправления принять правила благоустройства, однако такой муниципальный правой акт должен соответствовать федеральному законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции.

В рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по содержанию прилегающей территории, тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений и газонов возлагается на хозяйствующих субъектов в силу нормативного принуждения, тогда как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально-значимых работ. Так, на основании части 2 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных в том числе пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах ОМСУ.

Из буквального толкования пункта 25 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах ОМСУ следует, что в полномочия органа местного самоуправления муниципального образования входит установление лишь порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. При этом такое участие должно быть на добровольной основе. Однако Правила возлагают обязанность участия в содержании и уборке прилегающей территории (газонов), тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений не только для собственников зданий (помещений в них) и сооружений, но и иных хозяйствующих субъектов (например, пользователей или владельцев земель, арендаторов зданий (помещений в них). Возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на хозяйствующих субъектов противоречит требованиям федерального законодательства.

Вместе с тем, указанные нормы Правил толкуются как обязательные к исполнению, следовательно, обязывают хозяйствующих субъектов обеспечивать содержание прилегающей территории.

Таким образом, Правила не могут возлагать обязанность на хозяйствующих субъектов по заключению соглашения (договора) на содержание прилегающей территории (газонов), тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений.

Возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по содержанию прилегающей территории(газонов), тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений влечет дополнительные материальные затраты и создает необоснованные препятствия, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Указание Совету депутатов МО «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа о возложении на физических лиц и хозяйствующих субъектов обязанности по содержанию прилегающей территории (газонов), тротуаров, элементов благоустройства, зеленых насаждений в связи с фактическим их использованием, не может быть принято, поскольку содержание и уборка территорий, зеленых насаждений, тротуаров, и элементов благоустройства общего пользования, беспрепятственное пользование которыми может осуществляться неограниченным кругом лиц, отнесено к вопросам местного значения. Вместе с тем, в случае нарушения хозяйствующим субъектами требований законодательства о градостроительной деятельности действующим законодательством предусмотрена соответствующая ответственность.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 7 Закона об общих принципах ОМСУ).

Согласно пунктам 9.1 и 9.2 Правил за неисполнение Правил граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Ненецкого автономного округа. В случае нарушения настоящих правил должностные лица Администрации муниципального образования, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 29.06.2002 №366-ОЗ «Об административных правонарушениях», составляют протоколы об административных правонарушениях.

Пункт 7.1.1 Правил, понуждают хозяйствующих субъектов путем включения в договор аренды требования об уборке прилегающей территории и определить ее границы. При этом в зависимости от объекта и его нахождения от проезжей части дороги, позволяет заключать с хозяйствующими субъектами соглашения (договоры) о выполнении работ по содержанию прилегающей территории на различных условиях в части размера такой территории, подлежащей содержанию. В результате указанные обстоятельства ставят хозяйствующих субъектов в неравное положение при осуществлении предпринимательской деятельности ввиду необходимости исполнения обязанности по содержанию территории, площадь которой будет различной, поскольку определяется с учетом используемого объекта.

При нормативно-правовом регулировании органы местного самоуправления должны учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского и антимонопольного.

Принятие Правил в части возложения на хозяйствующих субъектов обязанности обеспечения содержания и уборки прилегающей территории, тротуаров, а также элементов благоустройства, зеленых насаждений, газонов создает преимущественные условия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на территории муниципальных образований, где органы местного самоуправления не превысили свои полномочия при утверждении правил благоустройства территории, по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа.

В результате хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данном муниципальном образовании, вынуждены будут нести дополнительные затраты, связанные с исполнением указанных положений Правил, что ставит их в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципальных образований, в которых отсутствуют подобные муниципальные правовые акты, и может привести к дискриминационным условиям деятельности.

А также указанные затраты в итоге могут быть включены в стоимость продукции, что может привести к снижению конкурентоспособности продукции местного производства.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Действия Совета депутатов МО «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа по принятию положений Правил, утвержденных решением Совета депутатов МО «Юшарский сельсовет» НАО от 01.08.2017 № 6, а именно пункты 7.1.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.4.1, 7.4.2 Правил, которые могут повлечь необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках и содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ненецкое УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем:

- приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а именно путем исключения пунктов 7.1.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.4.1, 7.4.2 Правил, в части которых на хозяйствующих субъектов не обладающих правом собственности на объекты благоустройства возлагаются обязанности по их уборке и содержанию (прилегающие территории к зданиям (помещениям); зеленые насаждения, тротуары, газоны, выкос сорной травы; элементы благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориальных досок).

Срок выполнения настоящего предупреждения: до 20.02.2020 года.

О выполнении Предупреждения Советом депутатов МО «Юшарский сельсовет» Ненецкого автономного округа сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу в течение 3 дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.