Решение по результатам рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике от 16.07.2018 №РНП-83-19/2018

Сфера деятельности: Контроль закупок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ СВЕДЕНИЙ

О НЕДОБРОСОВЕСТНОМ ПОСТАВЩИКЕ

 

 

 

 

16.07.2018 г.

№РНП-83-19/2018

 

 

               г. Нарьян-Мар

 

 

Комиссия Ненецкого  УФАС России (далее - Комиссия) в составе:

            Председатель комиссии:

           

            Члены комиссии:

           

            рассмотрев сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ШвейЦентр" (далее - ООО "ШвейЦентр", Общество, Поставщик, Подрядчик), представленные Казённым учреждением Ненецкого автономного округа «Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа» (далее - Заказчик, КУ НАО «СМТО») для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12.02.2018 N 0384200000118000003-0043199-01, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на приобретение головных уборов и аксессуаров (извещение N 0384200000118000003) (далее - электронный аукцион, контракт), в присутствии представителя Заказчика (по доверенности от 21.06.2018 б/н), в отсутствии представителя Подрядчика (уведомлены надлежащим образом).

 

установила:

 

1. В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Ненецкое УФАС России было представлено заявление и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 1491).

Из представленных материалов и информации следует, что 17.01.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) Заказчиком было размещено извещение N 0384200000118000003 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 88233.37 руб.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.01.2018 г. N0384200000118000003-3, победителем электронного аукциона признан участник закупки - ООО "ШвейЦентр".

По результатам проведенного электронного аукциона был заключен контракт N 0384200000118000003-0043199-01 от 12.02.2018 года на сумму 79000.00 руб. между КУ НА «СМТО» и ООО "ШвейЦентр".

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.

В Контракте в пунктах 12.8, 12.9 раздела 12 «Внесение изменений и расторжение контракта» установлены условия о возможности одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, а именно: «12.8. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; 12.9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств».

Из обращения Заказчика следует, что основанием для принятия  решения от 28.05.2018 года об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) послужило то, что ООО «ШвейЦентр» существенно нарушены условия контракта, а именно: «По состоянию на 28.05.2018 года Поставщик к выполнению обязательств, предусмотренных Контрактом,  не приступил».

2. В соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 29.05.2018 года в адрес Общества направлено Решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в Контракте, а также посредством электронной почты.

Таким образом, Заказчиком исполнены требования части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно почтовому уведомлению, заказное письмо вручено Подрядчику 14.06.2018г. Почтовое уведомление с отметкой о получении письма адресатом получено Заказчиком 21.06.2018г.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Общество в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, не предприняло мер по устранению нарушений условий контракта, в связи с чем решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02.07.2018 года.

 

3. Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в Реестр.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту -  ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.

Участие в закупках для потенциальных участников является делом добровольным, вместе с тем, налагающим на него определенную ответственность, в том числе ответственность за недобросовестные действия, в частности, в виде включения информации о таких лицах, не исполняющих контракт, в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу пункта 2 статьи525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523).

Таким образом, условие о сроке поставки товара является существенным для договора поставки.

4. В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее по тексту – Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Учитывая сведения, представленные в материалы дела Заказчиком, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в действиях Общества содержатся признаки недобросовестности, а именно:

В соответствии с условиями контракта Общество обязано:

п. 1.1. Контракта – Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательство по приобретению и (или) изготовлению головных уборов и аксессуаров (далее – Товар), в соответствии с функциональными и качественными характеристиками, указанными в Техническом задании (Приложение № 2) и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и передать Заказчику, а Заказчик обязуется принять поставленный Товар и оплатить его;

В соответствии с разделом 5 Контракта Поставщик обязан:

п. 5.1.1. Уведомить Заказчика о готовности Товара к поставке, назначить ответственного представителя со своей Стороны за оформление приема-передачи поставленного Товара (форма Поставщика);

п. 5.1.3. Представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.

п. 5.1.4. Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.

п. 5.1.6.  Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта.

17 апреля 2018 года исх. № 502 в адрес Общества было направлено уведомление о нарушении обязательств по контракту, выразившихся в нарушении вышеуказанных пунктов Контракта. Ответ на претензию в материалы дела не представлен.

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 Контракта Поставщик обязуется поставить Товар в период с момента подписания Контракта по 28 февраля 2018 года.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства в Ненецкое УФАС России не представлено.

            Кроме того, следует учесть, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 42 Обзора Судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (которые применимы и к спорным правоотношениям), необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.

 

            На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь, статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", нормами гражданского законодательства,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «ШвейЦентр» (ОГРН 1134205022710, ИНН 4205274754, адрес (место нахождения) 650024, Кемеровская область, город Кемерово, улица Космическая, д.16, корпус А), представленные Казённым учреждением Ненецкого автономного округа «Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа» в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0384200000118000003-0043199-01 от 12.02.2018 года по результатам проведения электронного аукциона — приобретение головных уборов и аксессуаров (извещение N0384200000118000003), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Сведения о директоре/учредителе (…) (ИНН: 420509910285), представленныеКазённым учреждением Ненецкого автономного округа «Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа» в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0384200000118000003-0043199-01 от 12.02.2018 года по результатам проведения электронного аукциона — приобретение головных уборов и аксессуаров (извещение N0384200000118000003), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

3. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «ШвейЦентр», директора/учредителя (…) вРеестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии: