19 декабря 2017 года Ненецким УФАС России проведены публичные обсуждения

19 декабря 2017 года, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу под председательством руководителя Белоконь Ирины Владимировны были проведены публичные обсуждения на тему: «Результаты правоприменительной практики Управления, типичные нарушения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере размещения государственного заказа, рекламы и недобросовестной конкуренции, совершаемых хозяйствующими субъектам, а так же результаты проведенных в отношение подконтрольных лиц проверок».

На данных публичных обсуждениях, внимание руководителя Ненецкого УФАС России было акцентировано на проблемах обеспечения конкуренции при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки и развитие конкуренции.

С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 № 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции), с учётом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, ФАС России разработан и утверждён Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

К наиболее предпочтительным способам определения победителя отнесены конкурс и аукцион, в связи с те, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Кроме того, заказчикам рекомендовано избегать установления в положении о закупке способов закупки отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путём проведения конкурса, аукциона.

Анализ планов закупок, проведённый Ненецким УФАС России, свидетельствует о том, что «популярным» способом закупок среди заказчиков НАО (доля НАО в уставном капитале ОАО «Мясопродукты» составляет 99,9% в лице ГУП НАО «Ненецкая агропромышленная компания» и Департамента финансов, экрнрмики и имущества Ненецкого автономного округа, доля ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» - 100% в лице Управления имущественных и земельных отношений НАО) являются запрос предложений и запрос котировок, закупка у единственного поставщика.

В положении ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» указано, что конкурс и аукцион проводятся в исключительных случаях.

Так, в соответствии с планом закупок ОАО «Мясопродукты в 2016 году проведено всего 108 закупок, из них с единственным поставщиком – 56, запросом предложений в электронной форме – 52, путём проведения конкурса и аукциона – 0, в 2017 – всего 105 закупок, из них: с единственным поставщиком – 55, запрос предложений и запрос котировок в электронной форме – 50, аукционов – 0, конкурсов – 0;АО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» в 2016 проведено всего 288 закупок, из них закупка у единственного поставщика – 122, запрос комерческих предложений и котировок – 165, запрос коммерческих предложений в электронной форме – 1, аукционов – 0, конкурсов – 0, в 2017 году всего – 257 закупок на сумму более 2,5 млрд. руб., из них с единственным поставщиком – 77, путём запроса предложений и котировок – 173, запроса предложений в электронной форме – 7, аукционов – 0, конкурсов – 0.

Также положениями предусмотрено, что запрос предложений, котировок, цен не являются торгами и не накладывают на заказчика соответствующего объёма гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем или иным его участником. Заказчик вправе на любом этапе проведения закупки отказаться от заключения договора, при этом заказчик не возмещает участникам закупок понесённый ими реальный ущерб, упущенную выгоду, расходы и любые другие издержки. Связанные с подготовкой к участию и участием в закупке.

Таким образом, заказчик не неся никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению затрат. Может привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников.

По данным Уполномоченного органа НАО экономия контракта от проведённых торгов в форме аукционов и конкурсов составила: в 2017 – более 417 млн.руб., в то время, как от запроса котировок и предложений – более 11 млн.руб.

В этой связи хотелось бы отметить, что предоставленнные заказчику Законом № 223-ФЗ права должны реализовываться им непроизвольно, а с учётом перечисленных выше принципов закупочной деятельности и при соблюдении хапретов и ограничений. Предусмотренных Законом № 135-ФЗ.

Толкование положений Закона № 223-ФЗ как допускающих заключение договоров способами иными, чем конкурентный отбор, фактически может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, так как определение поставщика может быть основано исключительно на субъективном усмотрении организатора закупки, что не соответствует целям и задачам, ради достижения которых принимался указанный закон.

2. Проведение закупок в иной форме.

Сроки и порядок подготовки и корректировки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно. Но с учётом требований, установленных, в том числе, положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

Необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 3 Закона о закупках заказчик обязан осуществлять в электронной форме закупки товаров, работ и услуг, входящих в перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 (далее – Перечень).

Таким образом, План закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате и содержит сведения, в том числе о закупках в электронной форме (п.12 ч. 1 Требований к форме плана закупки).

Учитывая организационно-правовые цели проведения электронных торгов, заказчик должен предусмотреть прозрачный механизм их организации, в том числе обеспечить информационное сопровождение торгов, а также порядок подачи участниками документов (заявок) таким образом, чтобы исключить какую-либо неопределённость в правах участников ( как более слабой стороны в правоотношениях), в том числе путём введения требований, явно не соотносимых с электронной формой торгов.

Особое значение для соблюдения принципа прозрачности и гласности закупочной деятельности имеет техническая возможность фиксации оператором электронной площадки совершаемых действий при проведении закупки и обеспечение конфиденциальности сведений об участнике закупки и сделанных им предложениях.

Закупка в электронной форме – это не обязательно электронный аукцион, это может быть и иной конкурентный способ закупки, предусмотренный положением о закупке (электронный конкурс, электронный запрос котировок и другие).

Проведение закупки в электронной форме исключает возможность установления требования о предоставлении документов в бумажной форме. А проведение закупки происходит при помощи электронных средств, применении электронного документооборота, подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке всех действий при помощи электронных средств.

Из закупочных документаций ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» следует, что завки подаются в том числе в письменной форме на бумажном носителе, в запечатанном конверте лично либо посредством почтовой связи или курьерской службы, все листы завки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью уполномоченного лица закупки (для юридических лиц) и подписана участником или лицом, уполномоченным таким участником. Местом подачи и окончание срока подачи заявок является; 166000, Россия, НАО, г.Нарьян-Мар, Аэропорт, СПЗ канцелярия.

Анализ проведённых ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» закупок свидетельствует об осуществлении закупок, которые согласно Перечню должны проводиться исключительно в электронной форме, в иной форме.

Из утверждённых планов закупок товаров (работ,услуг) на 2016 год, следует, Предприятием проведена только одна закупка в электронной форме из 288, в 2017 году – 7 из 257.

Обязательное проведение электронных закупок, установленное Постановлением Правительства, положением и планом закупок заказчика не предусмотрено. Подобное бездействие заказчика, являющегося в том числе субъектом естественных монополий, не позволяет достигнуть целей осуществления закупок в электронной форме – повышение прозрачности и гласности закупочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.

Также на данных публичных обсуждениях руководителем Ненецкого УФАС была освещена тема:

- о четвёртом антимонопольном пакете который заработал с 5 января 2016 года. Кроме прочих нововведений он сократил количество возбуждаемых ФАС дел за счёт расширения института предупреждения и ввел механизм внутренней апелляции решений территориальных органов. Вступила в силу процедура административного обжалования в строительстве: рассмотрение жалоб на нарушения органами власти в этой области будет происходить в течение семи рабочих дней. В связи с принятием института предупреждения по сравнению с 2015 годом количество антимонопольных дел в 2016 году уменьшилось на 40%. В 2017 году остаётся на уровне 2015, ввиду того, что по ряду статей предупреждения не предусмотрены.

-о готовящимся новом пакете антимонопольных поправок – пятом антимонопольном пакете. В котором будет решаться вопрос: исключить или не исключить из сферы применения антимонопольного законодательства вопросы результатов интеллектуальной деятельности. ФАС считает, что монопольные права на результаты интеллектуальной деятельности не соблюдены, и если они убивают конкуренцию и тормозят общественный прогресс, то их, в свою очередь, необходимо законодательно ограничивать. Ещё одна тема – государственные и муниципальные унитарные предприятия и конкуренция. ФАС убеждена. Что ГУПы и МУПы в подавляющем большинстве случаев – «враги» конкуренции. Ни как не получается у тех, кто создал эти предприятия, относится к ним точно также, как к частным компаниям, которые действуют на том же самом рынке. ГУПам и МУПам идут привилегии, именно для них создаются преимущества. А остальным делать на этом рынке делать нечего.