Дробление сделки для на поставку товаров для нужд сельсовета в рамках подготовки к паводковому и пожароопасному периоду

В целях реализации ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2021 год Ненецким УФАС России  проведена плановая документарная проверка в отношении Администрации сельского поселения «Хоседа-Хардский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного соблюдения требований антимонопольного законодательства, по результатам которой в действиях Администрации и ООО «ПОЖРЕЗЕРВ» установлены нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заключение ряда связанных между собой контрактов посредством проведения закупки у единственного поставщика, фактически образующих единую сделку, искусственно разделенную для формального соблюдения ограничений Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения Контрактов) установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

В результате анализа контрактов установлено, что между Администрацией  и ООО «ПОЖРЕЗЕРВ»  в 2021 г. фактически заключены договоры на поставку товаров для нужд Администрации на общую сумму 1 415 365 руб. Принимая во внимание тождественность предметов контрактов, незначительный временной интервал между датами их заключения, последовательную нумерацию, единую цель, а также одинаковое место поставки следует вывод, что Администрацией было осуществлено искусственное дробление закупки на несколько контрактов на сумму до 600 000 рублей по каждому в целях формального соблюдения требований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения Контрактов), и возможности ухода от конкурентных процедур.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом случае допустимо оценить, что заказчик осуществил дробление одной сделки по поставке товаров для нужд Администрации. При этом, договоры заключены с одним поставщиком одномоментно.

В отношении Администрации и хозяйствующего субъекта возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.