Ненецким УФАС России рассмотрено дело о нарушении Закона о рекламе

В рамках личного приема в приемной Президента РФ по НАО руководителем Управления принята гражданка, с заявлением и приложенным к нему фотоматериалами, содержащими признаки нарушения требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе в действиях рекламодателя и рекламораспространителя. выразившегося в распространении (размещении) в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар"  в социальной сети "В Контакте" рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей: одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAJR. PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно разъяснениям ФАС России от 05 апреля 2007 года N АЦ/4624 под неопределен­ным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве по­лучателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по по­воду реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предна­значенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В статье 7 Закона "О рекламе" установлен перечень товаров, реклама которых не допускается.

В соответствии с требованием пункта 8 статьи 7 Закона "О рекламе", не допуска­ется реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Перечень табачных изделий и курительных принадлежностей, приведенный в данной норме, не является исчерпывающим.

Под табачными изделиями понимаются продукты, полностью либо частично изго­товленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюхания; табачная продук­ция - табачное изделие, упакованное в тару, вид табачного изделия - совокупность куритель­ных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу по­требления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для каль­яна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, били, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия, курительные табач­ные изделия - табачные изделия, предназначенные для курения, сигарета - вид курительного та­бачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой, табачная продукция - табачное изделие, упакованное в потребительскую тару, наименование табачной продукции - обозначение табачной продукции, присвоенное изго­товителем, ингредиент - вещество (за исключением табачного листа и других частей табака), ис­пользованное при производстве табачного изделия и присутствующее в готовом табачном изде­лии, в том числе и в измененной форме, реализация табачной продукции - поставка и (или) роз­ничная продажа табачной продукции на территории Российской Федерации (за исключением экс­порта) (ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию").

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распростране­нии рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пунктов "а", "в", "г" части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления та­бака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

-распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

-использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

-использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

При этом, под курением табака понимается использование табачных изделий в целях вды­хания дыма, возникающего от их тления, под никотинсодержащей продукцией - изделия, кото­рые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидко­сти или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей ни­котин в натуральном виде, и табачных изделий), под никотинсодержащей жидкостью - любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использо­вания в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина, под устройствами для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Таким образом, Законом "О рекламе" установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции, что отвечает законодательным тенденциям, направленным на ужесточение ответственности за распространение подобной рекламы, а также ограничение курения любых табачных изделий (Федеральный закон от 23.02.2013 N 15- ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").

На официальном сайте HQD (https://hqdpods.ru/) производитель указывает на то, что продукты HQD -это идеальное решение для потребителей никотина, реальная альтернатива обычным сигаретам. Этот продукт не исключает риски для здоровья и вызывает зависимость. На официальном сайте PUFF (https://puffbar.com/) производитель указывает на то, что продукты PuffBar содержат никотин, вызывающий сильную зависимость. В описании картриджей PUFF Plus указывается на сменные плоды предварительно заполненные жидкостью с солевым никотином и отлично функционирующие с электронной сигаретой JUUL.

Из материалов дела следует, что 31 января 2021 в 12:26 в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и 1 февраля 2021 в 16:28 в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте", была размещена реклама устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей жидкости (продукции): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, что нарушает требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе".

В данном случае несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе побуж­дает к отказу от здорового образа жизни.

Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на пе­риод до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351, являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем курения и употреб­ления табачных изделий среди населения.

Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует инте­рес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью явля­ется продвижение товара на рынке.

О побудительном характере рекламы свидельствуют, в том числе, комментарии в группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» с вопросами о возрастных ограничениях.

Борьба с курением в России - огромная социальная и медицинская проблема. Вред табако­курения: курение поражает почти все внутренние системы, оставляя наибольший отпечаток на сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системах. Особенно опасно подростко­вое табакокурение, ведь оно мешает нормальному развитию и формированию юного организма.

Распространение подобной рекламы может вызвать рост числа потребителей табака и кури­тельных принадлежностей, что приводит к ухудшению состояния здоровья населения, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое раз­витие страны.

Согласно частей 6,7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 7 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Продавцом товара, а именно устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз является рекламодатель (продавец).

В соответствии с требованием пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации ООО «В Контакте» и объяснениям в материалах дела сообществом «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» владеет О. и запись в группе размещена рекламораспространителем.

На рассмотрении дела рекламораспространитель пояснил, что разместил рекламу из личных побуждений, похвастаться. Рекламодатель является его матерью, совместно с которой он проживает. Товар рекламодатель получает посредством почтовой связи.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ненецкого УФАС России с учетом доводов и возражений сторон, имеющихся в материалах дела, включая обращение физического лица, приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте" устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry,

катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз является ненадлежащей, нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", в действиях ИП Олейник В.Е., как продавца товара, имеется нарушение пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38- ФЗ "О рекламе", выразившееся в определении предмета рекламирования - рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащейй продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз (, в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар») в социальной сети "В Контакте" табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, в действиях рекламораспространителя, имеется нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", выразившегося в распространении (размещении) в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» в социальной сети "В Контакте" рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз.

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В рамках рассмотрения дела рекламораспространителем представлена информация о том, что на момент рассмотрения дела посты отсутствуют, таким образом рассматриваемая реклама распространялась в период 31.01.2021-04.07.2021 г. В связи с изложенным Комиссией Ненецкого УФАС России принято решение Предписание не выдавать.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:

  1. Признать ненадлежащей рекламу в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте" табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащейй продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, поскольку она противоречит требованиям пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе".
  2. Признать в действиях рекламодателя, продавца товара, нарушение пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", выразившееся в определении предмета рекламирования - рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, размещенной в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» в социальной сети "В Контакте".
  3. Признать в действиях рекламораспространителя, нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", выразившегося в распространении (размещении) в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» в социальной сети "В Контакте" рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, по ст. 14.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком округе (г. Нарьян-Мар).