Ненецким УФАС России рассмотрено дело о нарушении Закона о рекламе
В рамках личного приема в приемной Президента РФ по НАО руководителем Управления принята гражданка, с заявлением и приложенным к нему фотоматериалами, содержащими признаки нарушения требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе в действиях рекламодателя и рекламораспространителя. выразившегося в распространении (размещении) в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте" рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей: одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAJR. PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Согласно разъяснениям ФАС России от 05 апреля 2007 года N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В статье 7 Закона "О рекламе" установлен перечень товаров, реклама которых не допускается.
В соответствии с требованием пункта 8 статьи 7 Закона "О рекламе", не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Перечень табачных изделий и курительных принадлежностей, приведенный в данной норме, не является исчерпывающим.
Под табачными изделиями понимаются продукты, полностью либо частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюхания; табачная продукция - табачное изделие, упакованное в тару, вид табачного изделия - совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, били, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия, курительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для курения, сигарета - вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой, табачная продукция - табачное изделие, упакованное в потребительскую тару, наименование табачной продукции - обозначение табачной продукции, присвоенное изготовителем, ингредиент - вещество (за исключением табачного листа и других частей табака), использованное при производстве табачного изделия и присутствующее в готовом табачном изделии, в том числе и в измененной форме, реализация табачной продукции - поставка и (или) розничная продажа табачной продукции на территории Российской Федерации (за исключением экспорта) (ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию").
Согласно части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В силу пунктов "а", "в", "г" части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
-распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
-использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
-использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
При этом, под курением табака понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления, под никотинсодержащей продукцией - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий), под никотинсодержащей жидкостью - любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина, под устройствами для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Таким образом, Законом "О рекламе" установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции, что отвечает законодательным тенденциям, направленным на ужесточение ответственности за распространение подобной рекламы, а также ограничение курения любых табачных изделий (Федеральный закон от 23.02.2013 N 15- ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").
На официальном сайте HQD (https://hqdpods.ru/) производитель указывает на то, что продукты HQD -это идеальное решение для потребителей никотина, реальная альтернатива обычным сигаретам. Этот продукт не исключает риски для здоровья и вызывает зависимость. На официальном сайте PUFF (https://puffbar.com/) производитель указывает на то, что продукты PuffBar содержат никотин, вызывающий сильную зависимость. В описании картриджей PUFF Plus указывается на сменные плоды предварительно заполненные жидкостью с солевым никотином и отлично функционирующие с электронной сигаретой JUUL.
Из материалов дела следует, что 31 января 2021 в 12:26 в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и 1 февраля 2021 в 16:28 в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте", была размещена реклама устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей жидкости (продукции): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, что нарушает требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе".
В данном случае несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни.
Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351, являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.
Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем курения и употребления табачных изделий среди населения.
Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке.
О побудительном характере рекламы свидельствуют, в том числе, комментарии в группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» с вопросами о возрастных ограничениях.
Борьба с курением в России - огромная социальная и медицинская проблема. Вред табакокурения: курение поражает почти все внутренние системы, оставляя наибольший отпечаток на сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системах. Особенно опасно подростковое табакокурение, ведь оно мешает нормальному развитию и формированию юного организма.
Распространение подобной рекламы может вызвать рост числа потребителей табака и курительных принадлежностей, что приводит к ухудшению состояния здоровья населения, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.
Согласно частей 6,7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 7 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Продавцом товара, а именно устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз является рекламодатель (продавец).
В соответствии с требованием пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно информации ООО «В Контакте» и объяснениям в материалах дела сообществом «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» владеет О. и запись в группе размещена рекламораспространителем.
На рассмотрении дела рекламораспространитель пояснил, что разместил рекламу из личных побуждений, похвастаться. Рекламодатель является его матерью, совместно с которой он проживает. Товар рекламодатель получает посредством почтовой связи.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ненецкого УФАС России с учетом доводов и возражений сторон, имеющихся в материалах дела, включая обращение физического лица, приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте" устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry,
катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз является ненадлежащей, нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", в действиях ИП Олейник В.Е., как продавца товара, имеется нарушение пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38- ФЗ "О рекламе", выразившееся в определении предмета рекламирования - рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащейй продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз (, в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар») в социальной сети "В Контакте" табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, в действиях рекламораспространителя, имеется нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", выразившегося в распространении (размещении) в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» в социальной сети "В Контакте" рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз.
Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
В рамках рассмотрения дела рекламораспространителем представлена информация о том, что на момент рассмотрения дела посты отсутствуют, таким образом рассматриваемая реклама распространялась в период 31.01.2021-04.07.2021 г. В связи с изложенным Комиссией Ненецкого УФАС России принято решение Предписание не выдавать.
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
- Признать ненадлежащей рекламу в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» и в группе "ДТП и ЧП/Нарьян-Мар" в социальной сети "В Контакте" табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащейй продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, поскольку она противоречит требованиям пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе".
- Признать в действиях рекламодателя, продавца товара, нарушение пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", выразившееся в определении предмета рекламирования - рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной арбуз, размещенной в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» в социальной сети "В Контакте".
- Признать в действиях рекламораспространителя, нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе", выразившегося в распространении (размещении) в открытой группе «Vape NM электронные сигареты г. Нарьян-Мар» в социальной сети "В Контакте" рекламы табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, никотиносодержащей продукции (жидкости): одноразовых электронных сигарет HQD яблоко, манго, клубника, жвачка, одноразовых электронных сигарет PUFF BAR PLUS PUFF Plus pina colada, strawberry, катриджей GEM Pods пайнберри, ледяной.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, по ст. 14.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком округе (г. Нарьян-Мар).