Ненецким УФАС России рассмотрено обращение КСП Заполярного района НАО о передаче представителем муниципальной власти с. Нельмин-Нос, Ненецкого АО нежилого помещения без проведения торгов.

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В Ненецкое УФАС России из Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» (далее — КСП) поступило обращение от 09.10.2019 о непринятии Администрацией муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа мер по устранению нарушений, связанных с передачей муниципального имущества МО «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее -администрация) в виде нежилого помещения №2, расположенного в гаражном (пожарный) боксе, в безвозмездное пользование семейно-родовой общине коренных малочисленных народов севера (КМНС) «Варк» (далее - община), без проведения торгов на право заключения договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования в отношении такого имущества.

Как следует из обращения КСП, а также из имеющихся в распоряжении Ненецкого УФАС России материалов следует, что при проведении КСП в 2018 контрольного мероприятия «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом», находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа, за 2017» установлены факты несоблюдения требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отношении муниципального имущества, конкурсы или аукционы на право заключения договора аренды безвозмездного пользования не проводились. Так, согласно отчету о результатах контрольного мероприятия от 31.10.2018, утвержденному Коллегией КСП от 31.10.2018 пожарный (гаражный) бокс, площадью 288 кв.м. передан колхозом им. Выучейского в муниципальную собственность Администрации Малоземельского сельсовета.

В муниципальной собственности сельсовета находится административное нежилое здание, общей площадью 257,9 кв.м по адресу Ненецкий АО, пос. Нельмин-Нос, квартал Явтысового, д. 25, с кадастровым номером 83:29:19/024/2012-10 (свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2012 №29-АК 8057774 ) в виде гаражного (пожарного) бокса. Согласно Технического паспорта нежилое здание состоит из четырех нежилых помещений (гаражные боксы), в том числе из бокса под условным номером 2 с площадью 68.8 квадратных метров.

В ходе проведения КСП инвентаризации муниципального имущества по данному объекту права установлено, что бокс под условным номером №2, площадью 68.8 кв. м., расположенный в данном здании по адресу: пос. Нельмин-Нос, квартал Явтысового, д. 25, Ненецкого АО используется общиной под свои нужды. Правоустанавливающие или распорядительные документы, подтверждающие правомерность использования или передачи данного объекта семейно-родовой общине, в период проверки не представлены. Доступ в данное помещение ограничен.

КСП считает, что в нарушение требований 17.1 Закона о защите конкуренции передача в безвозмездное пользование данного бокса осуществлена без проведения конкурса или аукциона. В связи с выявленным нарушением КСП в адрес администрации направлено представление от 31.10.2018 № 27 об устранении нарушений недостатков в течение одного месяца, выявленных в результате контрольного мероприятия. Однако информации об исполнении данного представления отсутствует, меры по устранению нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отраженных в акте проверки КСП по результатам проведенной от 10.10.2018, Администрацией не приняты.

По результатам рассмотрения обращения КСП приказом Ненецкого УФАС России от 05.12.2019 № 190 в отношении администрации возбуждено дело № 083/01/17.1-7/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Определением от 05.12.2019 рассмотрение дела назначено на 13.12.2019 в 14 часов 00 минут. Определением от 13.12.2019 заседание Комиссии отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела назначено на 27.12.2019 в 10 часов 00 минут.

Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Администрация является органом местного самоуправления и юридическим лицом, действует на основании Устава муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее - Устав), принятого решением Совета депутатов МО «Малоземельский сельсовет» НАО от 08.06.2007.

Главой администрации является Талеев Михаил Семенович, назначенный согласно постановлению главы Администрации МО «Малоземельский сельсовет» НАО от 01.09.2016 № 30.

Согласно пункту 5 статьи 45 Устава к полномочиям администрации относится владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией РФ, федеральными и окружными законами, правовыми актами муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Устава органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Ненецкого АО и органам местного самоуправления иных муниципальных образований.

Как следует из пояснений главы администрации М.С. Талеева от 13.12.2019 данных им на заседании Комиссии и ответа участкового полиции УМВД России по Ненецкому АО Иркитова О.В. от 14.11.2019, а также из материалов проверки КСП от 10.10.2018 следует, что в помещении № 2 указанного выше гаражного бокса находится имущество Семейно-родовой общины КМНС «Варк» (деревянные брусья и иные материалы). Талеев М.С. пояснил, что данное помещение находится в пользовании общины с начала 2017 года по настоящее время. Какие-либо распорядительные документы либо правоустанавливающие документы о передаче администрацией в пользование общины не составлялись. Глава Талеев М.С. считает, что несмотря на нахождение данного помещения в муниципальной собственности администрации на основании вышеуказанного свидетельства о праве собственности, община претендует на право владения и пользование хотя бы данным помещением под свои нужды, ввиду того, что члены общины, которые ранее состояли в колхозе имени Выучейского, считают передачу здания данного гаражного бокса вместе с указанным помещением в собственность администрации незаконным и как следствие нарушающим. В перспективе члены общины намерены обратиться в суд с целью добиться признания незаконным перехода права такого имущества в собственность администрации.

Плата за пользование общины данного имущества администрацией не взымалась. В дальнейшем администрация планирует передать данное помещение в аренду общины посредством внесения изменений в решение Совета депутатов МО «Малоземельский сельсовет» НАО на 2020 год. Торги на право заключения договора аренды данного помещения не проводились.

При этом администрацией какие-либо меры к возврату данного имущества из-под безвозмездного пользования общины не принимались, документы не представлены.

Таким образом передача в безвозмездное пользование нежилого помещения муниципальной собственности в пользу общины происходило с ведома и с согласия Администрации МО «Малоземельского сельсовета» Ненецкого АО.

Согласно акту КСП от 10.10.2018, составленному по результатам контрольного мероприятия «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжени имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Малоземельский сельсовет» НАО за 2017год» на объекте — Администрация муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа следует, что по результатам проведенной КСП инвентаризации указанное муниципальное имущество безвозмездно используется Семейно-родовой общиной коренных малочисленных народов севера «Варк» без оформления каких-либо документов.

В соответствии с частью 1 статьи 224 Гражданского кодекса вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - договоры), может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 18.12.2019 и иных учредительных документов Семейно-родовая община КМНС «Варк» (далее — община) община зарегистрирована в налоговом органе в качестве юридического лица и имеет право осуществлять торговлю сувенирами, предметами культового и религиозного значения, продуктами из мяса и мяса птицы, то есть может осуществлять предпринимательскую деятельность, что относится к понятию хозяйствующего субъекта согласно формулировки терминологии антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 6.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

Из постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре арендыв случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 5 Закона о защите конкуренции).

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества"

Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

При рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном в объеме, необходимом для принятия решения в порядке, предусмотренном частью 5.1 Закона 45 Закона о защите конкуренции и приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

Географические границы рынка — границы муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом особенностей товарного рынка и включает в себя период с 01.01.2017 по настоящее время. Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах. Поскольку в данном случае на весь период передачи имущества в пользование торги не проводились, то в состав хозяйствующих субъектов входит неопределенный круг лиц.

Продуктовые границы определены исходя из предмета договора, а именно передача в безвозмездное пользование нежилого помещения №2 здания гаражного бокса, площадью 68.8 кв. м., расположенного в пос. Нельмин-Нос, квартал Явтысового, д. 25, Ненецкого АО.

Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указывает на конкретные действия, совершение которых противоречит требованиям антимонопольного законодательства. Такими действиями является заключение договора (в рассматриваемом случае - договора безвозмездного пользования) без проведения торгов в случаях, не подпадающих под исключения, предусмотренные данной статьей.

Вместе с тем, основания для передачи муниципального недвижимого имущества без проведения торгов, предусмотренных пунктами 1 - 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Передача муниципального имущества конкретному лицу без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для такого лица преимущественные условия в получении указанного имущества во временное пользование и препятствует доступу к этому имуществу неопределенный круг лиц, которые могли иметь намерение приобрести вышеуказанные права.

До принятия решения по настоящему делу в адрес Администрации МО «Малоземельский сельсвоет» НАО было направлено заключение об обстоятельствах дела по результатам выявленного Комиссий Ненецкого УФАС России нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

При этом, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрация МО «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа представили пояснения и документы, свидетельствующие о возврате переданного им вышеуказанного муниципального имущества в казну администрации.

Таким образом, рассматриваемое имущество предоставлялось в пользование общине с 2017 года в нарушение требований, установленных части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции", - без проведения торгов.

При таких обстоятельствах, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче муниципального имущества «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа в виде гаражного (пожарного) бокса №2 в пользование Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов севера (КМНС) «Варк» в период 2017-2019, без проведения торгов на право заключения договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования в отношении такого имущества.

Действительно, актом приема-передачи от 26.12.2019 община вернула данное помещение в казну администрации, передаваемый объект и инженерные коммуникации в нем находятся в удовлетворительном состоянии, пригодны для использования по назначению и свободно от имущества передаваемой стороны. Претензии у администрации относительно переданного имущества отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа, расположенной по адресу: Школьный кв., 7, п. Нельмин-Нос, Ненецкий АО, 166714, нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в передаче в безвозмездное пользование Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов севера «Варк» ОГРН 1082900000963 нежилого помещения (гаражный бокс) под условным номером № 2, находящегося в здании по адресу Ненецкий АО, пос. Нельмин-Нос, квартал Явтысового, д. 25, который предусматривает переход права пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, принадлежащего данной Администрации на праве собственности, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора безвозмездного пользования, при отсутствии выявленных оснований для предоставления указанных прав в порядке предусмотренных законом исключений на соответствующем товарном рынке.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют.

3. Администрации муниципального образования «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа выдать обязательное для исполнения предписание о недопущении впредь действий, влекущих нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части перехода прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, без проведения конкурсов или аукционов, при отсутствии оснований для предоставления указанных прав в порядке предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" исключений на соответствующем товарном рынке.

Срок выполнения настоящего предписания: до 20.02.2020 года.

О выполнении предписания Администрации МО «Малоземельский сельсовет» Ненецкого автономного округа надлежит сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу в течение 3 дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

4. Передать материалы дела № 083/01/17.1-7/2019 уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение и (или) предписание в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Архангельской области по мест постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре, Ненецкого автономного округа.