• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Ненецким УФАС России принято решение о нарушении ООО "ТД "Хороший" Закона о рекламе

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу  (далее - Ненецкое УФАС России) обратилось физическое лицо, с заявлением о распространении ненадлежащей рекламы алкогольной продукции - пива, без предупредительной надписи о вреде его чрезмерного потребления, на страницах 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15 печатного издания (каталога) магазина «Хороший» на февраль 2018 года, распространяемую по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Хатанзейского, д. 13 (каталог магазина «Хороший» на февраль 2018 года приложен к заявлению).

Определением от 07.03.2018 Ненецким УФАС России возбуждено производство по делу № Р-01-2018 по признакам нарушения  части 3 статьи 21 Закона о рекламе в отношении ООО «ТД «Хороший».

 Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.

На страницах 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15 печатного издания (каталога) магазина «Хороший» на февраль 2018 года содержится информация о ценах на алкогольную продукцию (пиво), реализуемую в магазинах сети "Хороший" на территории Ненецкого автономного округа, в частности, сообщается следующее: «Пиво Амстел б/алк. ж/б Хейнекен арт.98 302 0,45л 64р 59р»; «Пиво Балтика №3 Балтика СПб ж/б арт.27 019 0,45л 58р 49р»; «Пиво Балтика №7 ж/б 5,4% Балтика СПб арт.96 287 0,45л 64р 55р»; «Пиво Беар Бир Стронг Лагер ж/б арт.104 396 0,45л 59р 49р»; «Пиво Туборг Грин ст 4,6% Балтика СПб арт.95 429 0,48л 79р 69р»; «Пиво Жатецкий гусь светлое ж/б 4,6% арт.95 956 0,45л 59р 55р»; «Пиво Жатецкий гусь пэт 4,6% арт.85 370 1,42л 155р 135р»; «Пиво Золотой фазан ж/б 4,1% арт.99 105 0,45л 75р 52р»; «Пиво Жигули Барное Б/АЛК. ж/б арт.92 530 0,5л 75р 49р». Данная реклама сопровождается изображениями бутылок пива.

Вышеназванный каталог товаров, в котором без предупреждения о вреде чрезмерного употребления рекламировалось пиво, распространялся с 07.02.2018 по 28.02.2018 гг. в помещении магазина «Хороший», расположенном по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Хатанзейского, д. 13. Данный факт подтверждается заявлением физического лица и не отрицается ООО «ТД «Хороший».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация (реклама алкогольной продукции – пива) на страницах 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15 печатного издания (каталога) магазина «Хороший» на февраль 2018 года, распространяемую по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Хатанзейского, д. 13  с учетом целевой направленности и манеры исполнения является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Исходя из способа, формы распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Цены на товары - один из ведущих факторов привлекающих внимание покупателя, поэтому указание на снижение цены алкогольной продукции (пива) в магазине торговой сети «Хороший» привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемому магазину торговой сети «Хороший» и ее ассортименту.

Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п. 1 ст. 3 Закона "О рекламе".

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

Таким образом, вышеназванная реклама нарушает требования ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе".

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

За нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет, в том числе, рекламодатель, рекламораспространитель (часть 6-7 статьи 38 Закона о рекламе. Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В рассматриваемом случае в качестве рекламодателя и рекламораспространителя выступило ООО «ТД «Хороший» , осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Ненецкого автономного округа.

Общество указало, что вышеназванный печатный каталог товаров был изготовлен ООО «БИЗНЕС ПРИНТ» . ООО «БИЗНЕС ПРИНТ» изготовило каталоги в полном соответствии с представленным техническим заданием, никаких изменений или дополнений в части содержания рекламы в него не вносило.

Каталог был изготовлен тиражом 1500 экземпляров. Вины рекламопроизводителя не установлено.

Комиссия Ненецкого УФАС России с учетом доводов и возражений сторон, имеющихся в материалах  дела, включая обращение физического лица, приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции - пива, без предупредительной надписи о вреде его чрезмерного потребления, на страницах 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15 печатного издания (каталога) магазина «Хороший» на февраль 2018 года, распространяемую по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Хатанзейского, д. 13 является ненадлежащей, не соответствующей части 3 статьи 21   Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе"

По результатам рассмотрения Ненецким УФАС России принято решение признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции - пива, без предупредительной надписи о вреде его чрезмерного потребления, на страницах 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15 печатного издания (каталога) магазина «Хороший» на февраль 2018 года, распространяемую по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Хатанзейского, д. 13, поскольку она противоречит требованиям части 3 статьи 21   Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе"

Признать в действиях ООО «ТД «Хороший», как рекламораспространителя, рекламодателя  нарушение части 3 статьи 21   Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении, определении объекта ненадлежащей рекламы алкогольной продукции - пива, без предупредительной надписи о вреде его чрезмерного потребления, на страницах 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15 печатного издания (каталога) магазина «Хороший» на февраль 2018 года, распространяемую по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Хатанзейского, д. 13.

Обязательное для исполнения предписание Обществу с ограниченной ответственностью ООО «ТД «Хороший» не выдавать по причине устранения нарушения на момент вынесения решения.