Решение Ненецкого УФАС России относительно АО "Мясопродукты"

Приказом от 07.11.2017 № 155 возбуждено дело в отношении АО «Мясопродукты» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам состоявшегося 12.03.2015 запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер составлен протокол, согласно которому победителем признано общество с ограниченной ответственностью  «Холодком», предложившее цену контракта 59672,00 Евро.

Между Обществом и ООО «Холодком» 13.03.2015 заключен гражданско-правовой договор № 31502073695 на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер. Цена договора установлена в размере 59672,00 Евро.

Сведения о расходах, включенных в цену работ (услуг) по договору, условия исполнения договора, порядок оплаты, определены в соответствии с условиями извещения, а именно:

согласно п. 2.2, 2.3 раздела 2 договора «Стоимость работ»:

«В цену договора включены все расходы Подрядчика на выполнение подрядных работ, приобретение материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, их транспортировку к месту проведения работ и хранение, уборку и вывоз строительного мусора с территории объекта, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов, страхование и других обязательных платежей, командировачные расходы, расходы на оплату труда, питание и проживание работников, осуществляющих подрядные работы на объекте и иные расходы, возникшие в связи с исполнением договора. Риски по увеличению закупочной стоимости товара/ оборудования/ материала/ работ несет подрядчик. Цена договора является твердой в течение всего срока исполнения договора».

 согласно п. 9.1 раздела 9 договора «Оплата работ и взаиморасчеты»:

«Авансирование не предусмотрено. Оплата выполненных работ производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.."

            13.03.2015 дополнительным соглашением № 1, заключенным между ОАО «Мясопродукты» и ООО «Холодком», пункт 9.1 раздела 9 «Оплата работ и взаиморасчеты» гражданско-правового договора от 13.03.2015 № 31502073695  изменен, а именно пункт 9.1 изложен в новой редакции, согласно которой:

«1.2 Оплата по Договору производится в три этапа в следующем порядке:

1.2.1 Первый этап – авансовый платеж в размере рублевого эквивалента суммы 35803 Евро 20 центов (тридцать пять тысяч восемьсот три) Евро 20 центов, в т.ч. НДС(18%) – 5461 Евро 51 цент выплачивается после подписания Договора в течение 3 (трех) банковских дней на основании выставленного счета на оплату...."

С учетом названного дополнительного соглашения от 13.03.2015 года, а также на основании счета ОАО «Мясопродукты» платежными поручениями  ООО «Холодком» перечислены денежные средства .

17.07.2015 между ОАО «Мясопродукты» и ООО «Холодком заключено дополнительное соглашение № 2.

«1.1 Оплата проезда специалистов подрядчика в количестве более 4 (четыре) человек до места монтажа и обратно, а также командировочные расходы из расчета 800 (восемьсот) руб. в сутки на одного человека оплачиваются заказчиком по фактически понесенным затратам подрядчика.

1.2 Оплата согласно п.1.1 настоящего Дополнительного соглашения осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 5 (пяти) банковских дней с момента выставления счета.

1.3 Проживание и питание специалистов подрядчика на месте монтажа обеспечивает заказчик за свой счет».

С учетом дополнительного соглашения №2 от 17.07.2015 года, а также на основании счета  ОАО «Мясопродукты» платежными поручениями  ООО «Холодком» перечислены денежные средства.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.

 Невключение в Документацию запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер: положения о возможности предварительной оплаты в размере 60% от стоимости всего объема работ по договору; положения о возможности дополнительной оплаты расходов за счет  АО «Мясопродукты»  по доставке холодильного оборудования и монтажных материалов до места монтажа, оплаты проезда специалистов Подрядчика до места монтажа и обратно, командировочных расходов, расходов на проживание и питание специалистов Подрядчика, заложенных в начальную максимальную цену контракта, ограничивает конкуренцию путем необоснованного сужения круга возможных участников запроса предложений и нарушает части 1 статьи 17  Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Частью 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, запрос предложений подпадает под действие ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

АО «Мясопродукты» руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Решением Совета директоров ОАО «Мясопродукты» (протокол №4 от 15.12.2014г.) утвердило Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Мясопродукты».

Пунктом 4.14 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Мясопродукты» установлено, что в документации о закупке указываются, в том числе: место, условия поставки товара, выполнения работы; форма, сроки и порядок оплаты товара, работы; порядок формирования цены договора (пп. 5,6,7 п. 4.14).

В соответствии с пунктом 5 «Сведения о расходах, включенных в цену работ (услуг)» конкурсной документации для проведения запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер в цену договора включены все расходы Подрядчика на выполнение подрядных работ, приобретение материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, их транспортировку к месту проведения работ и хранение, уборку и вывоз строительного мусора с территории объекта, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов, страхование и других обязательных платежей, командировачные расходы, расходы на оплату труда, питание и проживание работников, осуществляющих подрядные работы на объекте и иные расходы, возникшие в связи с исполнением договора. Риски по увеличению закупочной стоимости товара/ оборудования/ материала/ работ несет подрядчик. Цена договора является твердой в течение всего срока исполнения договора. В соответствии с пунктом 7 «Форма, сроки и порядок оплаты товара/услуг/работ»  конкурсной документации, авансирование не предусмотрено. То есть участники и потенциальные участники запроса предложений владели информацией о том, что оплата аванса не предусмотрена и в цену договора включены все расходы, связанные с выполнением работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер, в связи с чем, выполнение работ, и связанные с ними расходы следовало производить за счет собственных средств подрядчика.

Доля Ненецкого автономного округа в уставном капитале  АО «Мясопродукты» составляет 99,9% . Согласно платежному поручению  средства для финансирования работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер  поступили на расчетный счет АО «Мясопродукты» 29.07.2013, соответственно АО «Мясопродукты» могли предусмотреть возможность авансирования.

Пунктом 9.2 Гражданско-правового договора от 17.02.2015 № 31501984854   авансирование не предусмотрено, 

Пунктом 2.2, 2.3 в цену договора включены все расходы Подрядчика на выполнение подрядных работ, приобретение материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, их транспортировку к месту проведения работ и хранение, уборку и вывоз строительного мусора с территории объекта, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов, страхование и других обязательных платежей, командировачные расходы, расходы на оплату труда, питание и проживание работников, осуществляющих подрядные работы на объекте и иные расходы, возникшие в связи с исполнением договора. Цена договора является твердой в течение всего срока исполнения договора.

В соответствии с частью 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Таким образом, законных оснований для заключения дополнительного соглашения №1 от 13.03.2015г. и дополнительного соглашения №2 от 17.07.2015 к Договору от 13.03.2015 № 31502073695, у Заказчика не было.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Статьей 1 Закона о защите конкуренции установлено, что его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 4 Закона о защите конкуренции закрепляет, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (часть 1 статьи 8), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (пункт «ж» статьи 71). Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, исполняя которую оно не должно отступать от требований Конституции Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Гражданское законодательство не допускает заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав - злоупотребление правом. АО «Мясопродукты» злоупотребили гражданским правом заключив дополнительные соглашения от 13.03.2015г. № 1 и от 17.07.2015 № 2 к Договору от 13.03.2015 № 31502073695 на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер, на авансировании и возможность дополнительной оплаты расходов, по  доставке холодильного оборудования и монтажных материалов до места монтажа, оплаты проезда специалистов Подрядчика до места монтажа и обратно, командировочных расходов, расходов на проживание и питание специалистов Подрядчика, заложенных в начальную максимальную цену контракта, не предусмотренное документацией и договором, тем самым ограничив число хозяйствующих субъектов, которые бы изъявили желание принять участие в  запросе предложений на право заключения на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер при наличии вышеуказанных условий.

В соответствии со ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В рамках рассмотрения дела  № 11А/01-35-2017, Ненецким УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Географическими границами товарного рынка работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер будет являться  территория муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Продуктовыми границами будет являться рынок работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер.

В запросе предложений на право заключения договора на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер могло участвовать любое заинтересованное лицо, имеющее необходимую лицензию, свидетельство на выполнение данных видов работ и осуществляющее свою деятельность на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Таким образом, рынок работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер является конкурентным, 4 хозяйствующих субъекта приняли бы участие в запросе предложений на право заключения договора на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер при условии авансирования в исследуемый период времени.

На основании вышеизложенного, невключение в Документацию запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по поставке, монтажу и пуско-наладке склада для хранения мяса на убойном пункте п. Хорей-Вер: положения о возможности предварительной оплаты в размере 60% от стоимости всего объема работ по договору; положения о возможности дополнительной оплаты расходов за счет  АО «Мясопродукты» по доставке холодильного оборудования и монтажных материалов до места монтажа, оплаты проезда специалистов Подрядчика до места монтажа и обратно, командировочных расходов, расходов на проживание и питание специалистов Подрядчика, заложенных в начальную максимальную цену контракта, привело к сокращению числа потенциальных участников и, соответственно, ущемлению прав и законных интересов данных участников на соответствующем товарном рынке в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».