Ненецкое УФАС России рассмотрело заявление Члена Совета Федерации на тарифы ПАО "Ростелеком"

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступило обращение  по факту нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления ПАО «Ростелеком» завышенного тарифа на предоставление услуги доступа к сети «Интернет»,  на территории Ненецкого автономного округа.

Изучив представленные документы, Ненецкое УФАС России сообщает следующее.

Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 –ФЗ «О связи».

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также в соответствии с пунктом 35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, тарифы на услуги связи  устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О связи», а также законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара.

С целью установления доминирующего положения ПАО «Ростелеком» Ненецкое УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС России от ФАС России от 28.04.2010 № 220, провело анализ конкурентной среды на рынке по предоставлению услуги доступа к сети Интернет в географических границах Ненецкого автономного округа. При проведении анализа Ненецкое УФАС России использовало информацию, представленную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке предоставления услуги доступа к сети Интернет.

В результате проведенного анализа было установлено следующее.

По данным, представленным Управлением Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на территории НАО основными операторами, предоставляющими услуги доступа к сети «Интернет» на территории Ненецкого автономного округа, являются ПАО «Ростелеком», ГУП НАО «Ненецкая компания электросвязи», ООО «ВИП ЛАЙН». Однако услуги доступа в сеть «Интернет» ГУП НАО «Ненецкая компания электросвязи» и ООО «ВИП ЛАЙН» предоставляют, приобретая «интернет-трафик» у ПАО «Ростелеком», являющегося собственником высокоскоростного наземного магистрального канала связи Усть – Цильма - Нарьян-Мар.

Исследованный рынок услуг доступа к сети в пределах установленных продуктовых границ и в географических границах Ненецкого АО в 2016 г  и 1 квартал 2017 г. характеризуются высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренции.                      

Высокие и монопольно низкие виды цен определены статьями 6 и 7 Закона о защите конкуренции, а также установлены критерии наличия монопольно высоких и монопольно низких цен, так согласно статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой признается цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке и эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных настоящей статьи критериев.

Таким образом, определены два метода доказывания наличия монопольной цены:

-   метод анализа цен на сопоставимом товарном рынке;

- метод анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации товаров.

Управление проводило исследования на предмет выявления сопоставимых рынков в целях определения монопольно высокой цены на рынке доступа к сети Интернет, однако при таких же условиях сопоставимый рынок отсутствует.

Данный вывод был сделан на основании анализа материалов, представленных  территориальными органами Федеральной антимонопольной службы России, а также на основании анализа экономических и географических особенностей Ненецкого автономного округа – (площадь территории округа, территориальная отдаленность населенных пунктов, количество населения, территориальное расселение, состав покупателей и продавцов товара, затраты на оказание данной услуги в округе и др).

Таким образом, установив невозможность применения первого критерия (отсутствие сопоставимых с рассматриваемым товарных рынков), Управление в соответствии с правилами статьи 6 Закона о защите конкуренции рассматривало вопрос о нарушении ПАО «Ростелеком» антимонопольного законодательства, в виде установления монопольно высокой цены на товар, в соответствии со вторым критерием, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, используя метод анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации товара.

В ходе анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации услуги по предоставлению услуги доступа к сети Интернет для физических лиц на территории Ненецкого автономного округа установлено следующее.

Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Телематические услуги связи не включены в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, подлежащих государственному регулированию, определен постановлением Правительства российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной почтовой связи» и соответственно не подлежат государственному регулированию, и в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно.

Общество является коммерческой организацией, которая в силу ст. 50 Гражданского кодекса РФ преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности путем максимально качественного предоставления своим абонентам широкого спектра услуг связи.

ПАО «Ростелеком» представил динамику тарифов на услуги доступа к сети «Интернет» за  2016, 2017 гг., из которой следует, что стоимость тарифов  по предоставлению услуги доступа к сети Интернет для физических лиц, действующие на территории Ненецкого автономного округа, существенно выше аналогичных тарифов, действующих на территориях зоны деятельности других филиалов.

ПАО «Ростелеком» направило в адрес Управления пояснения, с приложенными расчетами стоимости услуг доступа к сети «Интернет».

Политика ценообразования ПАО «Ростелеком» базируется на основных экономических показателях – инвестиции, доходы, расходы, срок окупаемости. В частности, уделенные затраты на строительство волоконно-оптической линии связи, в условиях арктической климатической зоны  более чем в 3,2 раза превышают аналогичные показатели по Архангельской области.

Различие тарифов, по регионам ПАО «Ростелеком» объясняет разными затратами на оказание данных услуг.

Стоимость услуги доступа к сети «Интернет» ПАО «Ростелеком» на территории Ненецкого автономного округа сформирована с учетом понесенных затрат на строительство и текущую эксплуатацию волоконно-оптической линии связи, нормативного срока окупаемости, возмещения обоснованной нормы прибыли и дифференцируется исходя из объема потребления услуги.

По представленным ПАО «Ростелеком»  калькуляции, объеме выручки и себестоимости каждого тарифа, применяемого за 2016 и 1 квартал 2017 года Ненецкое УФАС России установило, что на территории Ненецкого автономного округа деятельность по оказанию телематических услуг связи убыточна. Расходы, необходимые для оказания услуги доступа к сети «Интернет» превышают доходы, соответственно рентабельность равна 0%.

            На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что ПАО «Ростелеком»  не злоупотребляет доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены тарифа на услуги доступа к сети «Интернет» на территории Ненецкого автономного округа.