Закону «О рекламе»-15 лет!
В начале 90-х годов с изменением в стране политических и экономических реалий началось формирование предпринимательства. Постепенно выросли новые российские экономисты, да и общий уровень экономической грамотности начал повышаться. Со временем стал очевидным тот факт, что рекламировать свою продукцию и услуги необходимо: не даешь рекламу сегодня – завтра возникнет проблема с реализацией товара, компания может потерять свою долю рынка, появится отставание от более дальновидных конкурентов.
После советской эпохи, когда в небольшой временной промежуток на рынок рекламы вышло громадное количество хозяйствующих субъектов, началось складывание новых неурегулированных юридически отношений, у органов власти возникла необходимость ввести их в правовую плоскость. Переход, совершенный в начале 90-х годов от плановой экономики к формированию рыночных отношений, потребовал создания актуальной нормативной базы в сфере рекламы.
Помните, в начале 90-х гг. рынок рекламы был полон образами Лени Голубкова и обещаниями баснословной прибыли участникам финансовых пирамид? Для контроля этой новой сферы в 1994 году был издан указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Направлен он был, прежде всего, на регулирование рекламы финансовых услуг.
К середине 90-х годов мы ощутили на себе весь креатив нашей молодой рекламной индустрии. Пережили эпоху настоящей рекламной революции. В советское время рекламе уделялось небольшое внимание: десятилетиями существовали, то, что сегодня мы называем брендами с прошедшими через годы слоганами: «Летайте самолетами Аэрофлота», «Крабы CHATKA», и т.д. В новой России перед гражданами появился нелегкий выбор: найти качественный товар из множества рекламируемых продуктов.
В 1995 году был принят закон «О рекламе», комплексно регулирующий сферу рекламы. Закон ввел само понятие «реклама», общие требования, предъявляемые к рекламе, специальные требования к определенным видам товаров, ответственность за нарушение данного закона. Также в законе был определен орган, ответственный за выявление правонарушений. Это был пример системного регулирования со стороны законодателя.
В 2006 году принята вторая редакции закона «О рекламе». В нем сохранилась структура первой редакции закона и его общие положения, не изменилась и концептуальная основа – запрет в рекламе приводить недостоверную информацию и создавать ложные впечатления о продукте.
Однако появились и новые нормы, регулирующие рекламу отдельных видов товаров, таких как, например, биологически активные добавки.
«Толи еще будет…»
Говоря о перспективах законотворчества в сфере рекламы, Татьяна Никитина и Николай Карташов отметили, что внесение изменений в закон о рекламе – это реакция на изменения экономики в стране или в какой-либо ее отрасли.
В свое время агрессивная реклама пива, табака и крепких алкогольных напитков, направленная на молодое поколение, наглядно показала, что необходимо законодательное ограничение в этой сфере. Например, в настоящий момент запрещено использовать образы людей в рекламе пива, а в рекламе алкогольных напитков таких ограничений нет. Поводом к ужесточению мер стала агрессивная рекламная компания пива «Клинское».
Сегодня в Управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
«…И с высоты вам шлем привет!»
Отвечая на вопрос, в чем же заключается интерес работы в сфере рекламного законодательства, которая принципиально не изменяется вот уже 15 лет, наши коллеги ответили: «Одна из самых приятных вещей, это, то, что каждый раз приходится работать с новым креативным продуктом рекламщиков, это живая работа. Новый слоган, новый плакат, новый ролик, развивается бизнес – развиваются и пути воздействия на потребителя», а как следствие необходимо развивать и свои навыки противостоять негативному влиянию этого воздействия.
В заключении хотим пожелать нашим коллегам и в будущем сохранять бодрость духа и остроту восприятия. Ведь это только первая 15-летка!