Пресс-коференция по итогам деятельности Ненецкого УФАС за 2009 год состоялась

ДОКЛАД

о деятельности Ненецкого УФАС России в 2009 году

 

Поводя итоги работы в 2009 году хочется отметить, что основными направлениями деятельности Управления были и остаются: контроль в сфере нарушений антимонопольного законодательства, контроль в сфере размещения заказов, контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

         С начала 2009 года Ненецким УФАС рассмотрено 36 заявления из них 12 обращений по фактам нарушения антимонопольного законодательства: по обращениям граждан, органов прокуратуры, органов власти субъекта и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов: в сфере аэропортовых услуг, услуг по авиаперевозкам, по тарифам на ВДГО, в области услуг электроэнергетики, похоронных услуг. 24 заявления по фактам нарушения закона о размещении заказов, 4 по включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Общая сумма начисленных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламеза 2009 год составила 2 841 983 млн. рублей. Перечислено в виде штрафных санкций в бюджеты различных уровней 444 400 тыс. рублей, из них поступило в федеральный бюджет – 140 800 тыс. рублей, в бюджет субъекта – 91 200 тыс. рублей, в местный бюджет – 182 400 тыс. рублей.

Самыми распространёнными нарушениями антимонопольного законодательства в 2009 году, являлись:

1. Злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением (статья 10):

- создание препятствий доступа на рынке авиаперевозок;

- нарушение порядка ценообразования.

Так, во II квартале 2009 года Ненецкое УФАС России возбудило дело в отношении ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» (далее - ОАО «НМ ОАО»), осуществляющий свою деятельность на внутренних авиалиниях по заявлению тележурналиста Масюк Е.В..

ОАО «НМ ОАО» включено в Региональный реестр хозяйствующих субъектов с долей более 65 % по позиции деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию в географических границах НАО, является единственным авиаперевозчиком, с которым заключен договор на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа на МВЛ по регулируемым ценам. Данная услуга не может быть заменена иной, а также осуществлена другим хозяйствующим субъектом. Авиапредприятие имело технологическую и экономическую возможность осуществлять регулярный рейс в соответствии с утверждённым расписанием, в момент обращения Масюк Е.В., на данный рейс имелся спрос, перевозки признаны рентабельными.

Действия Авиапредприятия признаны противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посредством необоснованного прекращения выполнения регулярного авиарейса, согласно расписанию, выдано предписание.

Возбуждены дела об административном правонарушении в отношении юридического и должностного лица в порядке статьи 14.31 КоАП РФ. Сумма штрафа составила 801 328 рублей.

2. Издание актов и совершение действий органами местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию (статья 15):

- наделение хозяйствующего субъекта властными функциями;  

- необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов.

Ненецким УФАС России по результатам внеплановой выездной проверки МУП «КБ и БО» и Администрации МО «Городской округ «город Нарьян-Мар» в отношении Администрации города и Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции на рынке похоронных (ритуальных) услуг.

Администрация города признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части бездействия по проведению торгов на выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ, по погребению невостребованных и безродных, а также, в части принятия акта - «Правила погребения умерших на территории МО», что создаёт преимущественные условия деятельности МУП «КБ и БО» и необоснованно препятствует осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг.

Также Администрация города признана нарушившей часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части издания Постановления, наделяющего МУП «КБ и БО» функциями органов местного самоуправления.

Совет городского округа также признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части возложения на специализированное предприятие обязанностей по содержанию общественных кладбищ и передаче кладбищ в хозяйственное ведение специализированного предприятия, утверждённого Администрацией города.

Администрации города и Совету городского округа выданы предписания о внесении изменений в акты, противоречащие антимонопольному законодательству и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путём проведения торгов.

3. Нарушение порядка отбора финансовых организаций (статья 18):  -        - заключение договоров медицинского страхования, лизинга, страхования имущества без проведения торгов, как органами местного самоуправления, так и субъектами естественных монополий.

Всего по нарушениям антимонопольного законодательства возбуждено 17 дел, выдано 12 предписаний. В рамках административного производства возбуждено 4 дела. Общее количество наложенных штрафов составило 2 333 983,5 рублей.

Самыми распространенными нарушениям Закона о рекламе является распространение алкогольной и табачной продукции без сопровождения соответствующей надписи с предупреждением о вреде потребления алкоголя и вреде курения. Всего в 2009 год выявлено 12 нарушений ненадлежащей рекламы. Общая сумма штрафов составила 240 тыс. рублей.

      В апреле 2009 года Ненецким УФАС России был установлен факт распространения ненадлежащей рекламы пива, который  транслировался с 820 по 2120 в эфире «Русского радио г. Нарьян-Мар», завуалированной как «Пенный напиток». По данному факту Ненецким УФАС России было возбуждено 2 административных дела в отношении рекламораспространителя являющегося и рекламопроизводителем ООО «Кампус-Медиа», а также рекламодателя – ООО «Сторойинвест», наложены штрафы в размере 80 тыс. рублей.

В 2009 году Управлением проведены анализы рынков: услуг розничной торговли лекарственными средствами, ритуальных услуг и розничного рынка электроэнергии по итогам которых в реестр хозяйствующих субъектов имеющим на рынке определённого товара долю более 35 процентов включено:

- два хозяйственных субъекта по услугам розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами (ГУП НАО «Ненецкая фармация» в географических границах МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с долей более 35%, ООО «Травник» в географических границах МО МР «Заполярный район» с долей более 50 %);  

- один хозяйственный субъект по ритуальным услугам (МУП «Кб и БО» в географических границах МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и МО МР «Заполярный район» с долей 50 %);

- один хозяйственный субъект осуществляющий свою деятельность на розничном рынке электрической энергии (МП ЗР «Севержилкосервис», с долей 50 %).

Все изученные рынки с высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

Основными барьерами входа на товарные рынки являются: ограниченностью финансовых ресурсов и невозможностью привлечения заёмных средств в необходимых количествах, нехватка арендных помещений и как следствие - высокая арендная плата за помещения, высокий уровень транспортных тарифов и сборов, отдаленность от транспортных коммуникаций, органы, осуществляющие регулирование, необходимость реформирования ЖКХ, неплатёжеспособность контрагентов, недостаточная стоимость регулируемых услуг.

Реестр ведётся для того, чтоб иметь информационную базу о субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

            Так, при проведении ежеквартального мониторинга розничных цен на лекарственные средства среди хозяйствующих субъектов, занимающихся на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами долю более 35 %, выявлено превышение фактических розничных надбавок одним из аптечных учреждений ООО «Травник», занимающим на рынке данных услуг МО «МР «Заполярный район» долю 70,16% на противогриппозное лекарственное средство – Арбидол (вкл. в перечень жизненно необходимых лекарственных средств).

         По данному факту Управлением возбуждено дело по нарушению пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и наложен административный штраф в соответствии со статьёй 14.6 КоАП РФ.

В рамках осуществления контроля за Законом о размещении заказов Ненецким УФАС России по результатам проведенных в 2009 году проверок и рассмотрения жалоб было выявлено 89 нарушений из них:

·        17 нарушений при проведении выездных внеплановых проверок;

·        61 нарушение при проведении выездных плановых проверок;

·        11 нарушений при рассмотрении жалоб.

Выдано 5 предписаний об устранении нарушений.

В отчетном году Ненецким УФАС России было выдано 19 постановлений о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в том числе по 6 делам, возбужденным в 2008 году.

Сумма уплаченных штрафов, составила 272 тыс. рублей.

В Управление стали чаще поступать заявления о включении участника размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков.

Одними из причины уклонения от заключения контракта являются:

- повышение цены товара, услуги;

- незнание условий доставки, связанной с природно-климатическими условиями округа;

- неисполнение работ в сроки, указанные в конкурсной/аукционной документации.

По результатам проведенных в 2009 году проверок и рассмотрения жалоб Ненецким УФАС России выявлено 89 нарушений из них:

·        17 нарушений при проведении выездных внеплановых проверок;

·        61 нарушение при проведении выездных плановых проверок;

·        11 нарушений при рассмотрении жалоб.

Выдано 5 предписаний об устранении нарушений.

В отчетном году Ненецким УФАС России было выдано 19 постановлений о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в том числе по 6 делам, возбужденным в 2008 году.

Сумма уплаченных штрафов, составляет 272 тыс. рублей.

В Ненецком УФАС России создан Общественно-консультативный совет. Цель его существования – объективная оценка деятельности Управления, члены этих советов могут поднимать острые, актуальные вопросы, выдавать рекомендации, консультировать.

Специалистам Управления приходится заниматься разнообразными проблемами, вникать в особенности специфических направлений рынков (финансовых, строительных, авиаперевозок, электроэнергетики и т.д.). В этой связи нам необходимы знания, консультации профессионалов.

         Увеличилось количество внеплановых проверок, как и на основании поступающих заявлений, так и при проведении мониторингов и анализов рынков. 

         В целях разъяснения общественности целей и задач современного антимонопольного регулирования на официальном сайте Ненецкого УФАС Россииразмещена информация по применению антимонопольного законодательства, в том числе, по предоставлению государственных и муниципальных преференций, анализам рынков, проводимых Управлением; о хозяйствующих субъектах, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Ненецкого автономного округа; о рассматриваемых антимонопольных делах;  пресс-конференциях.