В антимонопольном управлении Ненецкого УФАС России проведена пресс-конференция по итогам работы за 2008 год

 

ОТЧЁТ
о деятельности Ненецкого УФАС России в 2008 году
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 406-р «О схеме размещения территориальных органов ФАС России» и Приказом ФАС России от 03 июня 2008 г. № 196 вместе ещё с семью территориальными управлениями, с 1 июля 2008 года создано Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу.
Ненецкое УФАС России финансируются из средств федерального бюджета и сформировано в соответствии с административно-территориальным делением.
Основными направлениями деятельности Ненецкого УФАС России являются:
 Контроль и надзор на товарных и финансовых рынках:
- пресечение нарушений антимонопольного законодательства;
- контроль деятельность органов государственной власти и управления на предмет соответствия конкурентному законодательству;
- оценивает последствия коммерческих сделок, оказывающих существенное влияние на состояние рынков;
- ведёт реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке долю более 35%;
- проводит мониторинг рынков на предмет изучения состояния конкуренции;
- налагает штрафы за нарушение антимонопольного законодательства.
Контроль и надзор за деятельностью естественных монополий:
пресекает  нарушения законодательства о естественных монополиях;
         - контролирует соблюдение равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий;
- обеспечивает соблюдение прав потребителей;
- вырабатывает предложения по реформированию субъектов естественных монополий с целью обеспечения большей прозрачности их деятельности.
 Контроль рекламной деятельности:
осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
- борется с появлением ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред их здоровью;
- налагает штрафы за нарушение рекламного законодательства.
 Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов:
- рассматривает жалобы участников размещения заказов;
- выносит предписания, обязательные для исполнения. При этом решение ФАС России имеет приоритет по отношению к решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере  размещения заказов органа местного самоуправления;
- вправе налагать штрафы за совершение административных правонарушений в сфере размещения заказов;
- вправе приостанавливать размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу;
- вправе обратиться в суд с иском о понуждении устранить нарушения;
- осуществлять плановые проверки размещения заказов для государственных нужд и внеплановые проверки размещения заказов для муниципальных нужд.
С ноября 2008 года в Управлении создана Комиссия по рассмотрения дел о нарушениях Закона о размещении заказов и непосредственно Комиссией рассмотрено 5 жалоб на действия (бездействие) Заказчиков при размещении заказов из них:
- для муниципальных нужд поступило и рассмотрено 4 жалобы.
- для государственных нужд - 1.
         По результатам рассмотрения жалоб Комиссией вынесены решения и выданы предписания:
- 3 жалобы признаны обоснованными и выдано 1 предписание, которое исполнено. По 2 жалобам предписаний не выдавалось в связи с тем, что на момент рассмотрения жалоб были заключены контракты;
- 1 жалоба, поданная участником размещения заказа признана необоснованной;
- 1 жалоба, поступившая в конце декабря 2008 года рассмотрена в январе 2009 года.
Два Решения, вынесенные Комиссией по нарушению Закона о размещении заказов в адрес муниципального Заказчика обжаловались в Архангельский арбитражный суд. В удовлетворении требований Заказчика по одной жалобе Арбитражным судом отказано.
Второе дело находится в стадии рассмотрения.
В IVквартале 2008 года Управлением проводились внеплановые проверки: при поступлении информации от физических лиц, поручений ФАС России и непосредственно внеплановые проверки проводятся при рассмотрении жалоб.
По рассмотрения поступивших жалоб Ненецким УФАС России были возбуждены административные дела.
В результате рассмотрения жалоб Ненецкое УФАС России:
- вынесло 9 постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа.
- 1 административное дело было прекращено на основании статьи 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава правонарушения).
По итогам рассмотрения административных дел наложены административные штрафы: 3 на должностных лиц и 5 на членов комиссий.
Общая сумма наложенных штрафов за нарушение Закона о размещении заказов в IV квартале составила - 280 тысяч рублей.
 На конец 2008 года штрафы пока не перечислялись, поскольку постановления о наложении штрафов обжалуются в судебных инстанциях.
По одной жалобе на постановление о наложении административного штрафа, решениями городского и окружного суда Ненецкого автономного округа, постановление Ненецкого УФАС России оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В настоящее время обжалуются ещё 4 постановления Ненецкого УФАС России о наложении штрафа.
Среди распространённых нарушений, следует отметить следующие:
так в нарушение пункта 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчики требуют документы, не определенные перечнем закона:
- лицензии на вид работ (деятельности), не являющихся предметом торгов;
- в аукционной документации устанавливаются критерии, не предусмотренные пунктом 2.1 части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, например, квалификация участника размещения заказа, опыт работы, наличие производственных мощностей и материально-технических ресурсов;
в нарушение части 3.1. статьи 33 вносимые изменения в документацию об аукционе не размещаются на сайте или не опубликовываются в печатном издании;
протоколы опубликовываются с нарушением сроков опубликования.
 За вышеперечисленные нарушения ответственность применяется к должностным лицам и предусматривает административную ответственность в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, предусмотренная частями 1 и 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
         Работниками Управлением проведена проверка соблюдения законодательства о защите конкуренции на продуктовом рынке плодоовощной продукции в Ненецком автономном округе.
Высокие цены плодоовощную продукцию не связаны с её дефицитом в регионе.
Размер роста цен зависит от географического положения региона, климатических условий, каналов поставки плодоовощной продукции, сезонности выхода продукции, платежеспособности населения и других факторов, влияющих на формирование цен.
По итогам проверки нарушений требования антимонопольного законодательства не выявлены.
 Но в качестве основных причин высоких цен реализуемых товаров можно выделитьотсутствие форм контроля со стороны органов государственной власти субъекта за:
- установлением предельного порога торговых надбавок на продукты питания, в том числе и плодоовощную продукцию, входящие в потребительскую корзину; в субъекте, насколько мне известно, установлены пороги торговой надбавки только на хлеб и хлебобулочные и молочные изделия.
- отсутствие в регионе специализированного фермерского продовольственного рынка, реализация товаров на котором осуществлялась бы непосредственно сельхозпроизводителями;
- а также недобросовестностью предпринимателей розничной торговли плодоовощной продукции, устанавливающих высокие торговые надбавки, пользуясь тем, что покупатель вынужден приобретать продукцию, не имея возможности приобрести данные товар на других территориях, ввидуотсутствия транспортного и железнодорожного сообщения.
Проводилась совместная проверка с прокуратурой округа на предмет повышения цен на авиационное топливо и бензин.
Со стороны эксплуатанта аэропорта ОАО «Нарьян–Марский объединенный авиаотряд» нарушений статей 10, 11 Закона о защите конкуренции не установлено.
Цены на авиатопливо в аэропорту г. Нарьян-Мара устанавливается поставщиком (ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО»).
 На рынке авиаперевозок Ненецкого автономного округа осуществляют свою деятельность такие хозяйствующие субъекты как:
ЗАО «Аэрофлот – Норд»;
ОАО «Авиакомпания «Трансавиагарантия»;
ОАО «Нарьян–Марский объединенный авиаотряд» (местные перевозки).
Все эти компании включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %.
Основным перевозчиком на сегодняшний день на направлении Нарьян – Мар – Архангельск – Нарьян – Мар являются авиакомпании: ЗАО «Аэрофлот – Норд» и ОАО « АК «Трансавиагарантия» полёты которой возобновились с 23 ноября 2008 года.
Средний тариф экономического класса ЗАО «Аэрофлот - Норд» (по состоянию на 2008 год) по маршруту Архангельск – Нарьян-Мар и Нарьян-Мар – Архангельск составляет 7460 руб. плюс топливный сбор в размере 45-50 евро, в целях компенсации увеличения расходов на авиатопливо, до этого топливный сбор составлял 35 евро.
Общая причина повышения тарифов отразилось и на ценах на авиабилеты, это:
  - повышение аэропортовых ставок сборов в аэропортах Архангельска и Нарьян-Мара, установленные в соответствии с Приказом ФСТ и являются зарегистрированными в Центре расписания и тарифов (ЦРТ).
- повышение топливного сбора, причиной которого являются повышение аэропортовых ставок за авиакеросин в аэропортах Архангельска и Нарьян-Мара;
- также сказывается на тарифах авиакомпаний увеличение цен на авиатопливо, доля затрат на горюче-смазочные материалы является одной из составляющей в расходах авиакомпаний в аэропортах.
Анализ состава затрат, включенных ЗАО «Аэрофлот-Норд» в стоимость билетов на авиарейсы по направлению Архангельск-Нарьян-Мар и обратно, свидетельствует о том, что формирование тарифа происходит на общих основаниях и не имеет принципиальных отличий от формирования тарифов на других направлениях.
Установленные тарифы и сборы в аэропорту Нарьян-Мар являются одинаковыми для всех авиакомпаний, они утверждены и зарегистрированы ФСТ.
Существенная разница в стоимости билетов по маршрутам Архангельск – Нарьян-Мар-Архангельск и Архангельск-Москва обусловлена тем, что согласно статьям расхода, затраты на рейс в Архангельск и Нарьян-Маре в два раза превышают аналогичные затраты расчета рейса в Москве.
Все затраты, включенные в тариф и влияющие на его величину, не зависят непосредственно от авиакомпании.
Самим перевозчиком устанавливаются: плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, груза и почты.
Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание, формируется организациями гражданской авиации (экспуатанты аэропортов).
Аэронавигационные сборы за использование воздушного пространства, утверждаются Минтрансом России.
Контроль, определение тарифов и их правовое регулирование, осуществляет ФСТ России.
Контроль по формированию и применению ставок и сборов Организациями гражданской авиации, возложены на Департаменты экономического регулирования деятельности ГА и госрегулирование организаций воздушного движения Минтранса России.
Что касается цен на бензин, то надо отметить сначала, что поставкой и реализацией нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа занимается ГУП НАО «Ненецкая нефтебаза» и ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт».
Ненецким УФАС России проводится еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, реализуемые на территории округа.
Так повышение цен произошло с конца сентября 2008 года ГУП НАО «Ненецкая нефтебаза», которая повысило розничные цены на Аи-80 (А-76) с 21,50 руб./л до 22,10 руб./л, на ДТз с 26,00 руб./л до 26,50 руб./л, что составило 0,50 руб. и 0,60 руб.. Аи - 92 цена составляет 25,80 руб./л и остаются такими до сегодняшнего дня.
Незначительное снижение розничных цен на бензин марок Аи-95, Аи-92 и дизельное топливо ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт» наблюдалось с конца ноября прошлого года. С декабря 2008 года ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт» снизило оптовые цены на нефтепродукты по всем видам топлива Аи-80 (76) – 22,10, Аи-92 – 24,50, Аи-95 – 24,50, ДТз – 26,20.
Доминантом на рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива в Ненецком автономном округе является ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт», доля по видам топлива, варьируется от 81 до 100 %.
На начало февраля цены на бензин в нашем округе пока остаются прежними.
В 2008 году согласно части 9 статьи 35 Федерального закона «О защите конкуренции» Управлением были рассмотрены два уведомления о соглашении Ненецкого отделения № 1582 Сбербанка России.
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрено ходатайство Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа о приобретении акций хозяйствующего субъекта, включенного в реестр хозяйствующих субъектов с долей на рынке определённого товара более 35%, по которому принято решение об удовлетворении данного ходатайства.
Нарушений законодательства о защите конкуренции на товарных рынках с момента создания Управления не установлено.
         В целях упорядочения работы по разграничению полномочий между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами по рассмотрению ходатайств (уведомлений), предусмотренных антимонопольным законодательством, он устанавливает, что в центральном аппарате рассматриваются ходатайства (уведомления), если участником сделки является хозяйствующий субъект, внесенный в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».
Сотрудниками Управления в октябре 2008 г. проводилась проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при размещении рекламы алкогольной продукции на соответствие соблюдения ограничений на распространение рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе, табака, табачных изделий курительных принадлежностей около детских, образовательных, медицинских, музеях, выставочных залах, библиотеках, физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (п. 6, 7 ч. 2 ст. 21, п.6,7 ч.2 ст. 22, п. 6, 7 ч.2 ст. 23 Федерального закона «О рекламе»),
а также, соблюдается ли при распространении рекламы требование о вреде её чрезмерного потребления, рекламы алкогольной продукции предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, рекламы пива и напитков, изготовляемых на его основе предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе, рекламы табака, табачных изделий предупреждением о вреде курения (ч.3 ст. 21, ч. 3 ст. 22, ч.3 ст.23 Федерального закона «О рекламе»);
Тогда нарушения не были выявлены. Но в настоящее время некоторые из нарушений законодательства о рекламе уже зафиксированы сотрудниками Управления (ч.3 ст. 21, ч. 3 ст. 22, ч.3 ст.23 Закона о рекламе) и в ближайшее время будут рассмотрены дела по этим нарушениям.