Аналитический отчет по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Ненецком автономном округе (в разрезе городских округов и муниципальных районов) за период 2014 г

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Ненецком автономном округе (в разрезе городских округов и муниципальных районов) за период 2014 года.

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами за период 2014 года проведен на основании приказа Ненецкого УФАС России от 10.03.2015 № 8 «О проведении анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Ненецкого автономного округа», в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен 2014 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

–         аптека готовых лекарственных форм;

–         аптека производственная;

–         аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

–         аптечный пункт;

–         аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–         приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–         приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–         приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

4. Географические границы товарного рынка

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях Ненецкого автономного округа, ограниченных:

– муниципальными районами;

 

Законом НАО от 24.02.2005 № 557-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ненецкого автономного округа» установлено административно-территориальное устройство округа. Статусом муниципального образования - городской округ наделено муниципальное образование - городское поселение Город Нарьян-Мар. Статусом муниципального образования - муниципальный, Заполярный район. В состав территории муниципального района Заполярный район входят территории следующих муниципальных образований:

городского поселения:

рабочий поселок Искателей;

сельских поселений:

Андегский сельсовет, Великовисочный сельсовет, Канинский сельсовет, Карский сельсовет, Колгуевский сельсовет, Коткинский сельсовет, Малоземельский сельсовет, Омский сельсовет, Пешский сельсовет, Приморско-Куйский сельсовет, Пустозерский сельсовет, Тельвисочный сельсовет, Тиманский сельсовет, Хорей-Верский сельсовет, Хоседа-Хардский сельсовет, Шоинский сельсовет, Юшарский сельсовет, поселок Амдерма;

межселенные территории.

Таким образом, географические границы рынка услуг розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров НАО определены в пределах географических границ муниципальных образований НАО – двух локальных рынков:

- 1 муниципального района;

- 1 городского округа.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

 

Таблица 2. Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами.

Наименование

ИНН

Торговая марка

Форма собственности

ОПФ

Юридический адрес

Фактический адрес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В разрезе городских округов и муниципальных районов информация представлена ниже:

 

Таблица 3. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных организаций и их суммарный товарооборот

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных организаций

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

2014

2014

2014

 

Среди хозяйствующих субъектов аптечные сети имеют следующие:

Таблица 4. Хозяйствующие субъекты, имеющие 2 и более аптечных организации в Ненецком автономном округе

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество аптечных организаций

Суммарный товарооборот аптечных организаций хозяйствующего субъекта в субъекте РФ, тыс.руб.

Перечень городских округов или муниципальных районов, в которых действуют аптечных организаций хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

Доли, занимаемые хозяйствующими субъектами в каждом из городских округов или муниципальных районов, %

2014

 

2014

 

2014

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросам антимонопольных органов, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Таблица 6. Объем рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района:

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс.руб.

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

 

Таблица 7. Доли хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов:

Отметка о наличии группы лиц

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество аптечных организаций в соответствующем городском округе или муниципальном районе

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом , %

Доля, занимаемая группой лиц, %

2014

 

2014

 

2014

 

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в результате исследования выявлены следующие хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2014 г. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:

 

Таблица 8. Хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие за период 2014г.. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц

Наименование городского округа или муниципального района, в котором хозяйствующий субъект имеет долю более 35%

Количество аптечных организаций хозяйствующего субъекта в рассматриваемом городском округе или муниципальном районе

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом в рассматриваемом городском округе или муниципальном районе, %

2014

 

2014

 

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица 10. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

2014

 

2014

 

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Барьеры входа на товарный рынок

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная участниками исследуемого рынка.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2014 г. в Ненецком автономном округе выявлены следующие барьеры

Таблица 12. Барьеры входа на товарный рынок

 

 

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административные ограничения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие ограничения входа на товарный рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на то, что наличие вышеуказанных барьеров значительно увеличивает стоимость проектов по запуску розничных фармацевтических предприятий в Ненецком автономном округе, по мнению хозяйствующих субъектов, желающих войти на рынок розничной торговли  лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, возможно, самостоятельно преодолеть существующие барьеры, при правильном выборе стратегии развития и настройке операционных процессов.

10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таблица 13. Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Ненецкого автономного округа

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

 

 

Выводы и предложения