• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.

Аналитический отчет

 

1. Общие положения

 

Анализ проводился во исполнение пункта 2.3 перечня товарных рынков для ежегодного анализа ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», а также в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Цель анализа – установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе едино теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов РФ.

       Включение в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого товара федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

В качестве первичных источников информации при проведении настоящего анализа использованы:

- данные официальной статистической информации;

- сведения Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа;

- информация, представленная хозяйствующими субъектами.

 

 

2. Временной интервал исследования

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка оказания услуг по теплоснабжению, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка – Анализ необходимо провести как за 2013 год, так и отдельно за 2014 год.

 3. Продуктовые границы

     Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.

Процедура выявления услуг, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:

-предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

         Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с положениями статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация –  организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

       Таким образом, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергией.

       В отличие от других товаров тепловая энергия не может складироваться и запасаться впрок в объемах, достаточных для коммерческих целей, а используется тогда, когда теплоноситель с запасенной в нем тепловой энергией, полученной от сжигания топлива (или другим способом), начинает поступать в теплоизолирующие установки потребителей. При этом тепловая энергия передается потребителям по тепловым сетям и поэтому режимы потребления энергии у одних потребителей влияют через сеть на режимы других потребителей. Указанные свойства тепловой энергии, как товара, отражены в Гражданском Кодексе РФ.

       В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) к естественно-монопольным видам деятельности относятся услуги по передаче тепловой энергии.

      Согласно ст. 3 Закона № 147-ФЗ естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации , правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям,  связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

           Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности  (ОКВЭД) "ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) (введен в действие 01.01.2008)  относится:

              к разделу Е «ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ»;

              классу 40 «Производство, передача и  распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды»;

              подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

4. Географические границы

 

       Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

         Учитывая изложенное, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.

       В случае, когда теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления присвоен статус единой теплоснабжающей организации, необходимо указать границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

      В соответствии с Постановлением Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 03.04.2014 № 888 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» статус единой теплоснабжающей и теплосетевой организации на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" присвоен Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей как единственной организации, владеющей источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями.

В соответствии со ст. 2, Закона НАО от 24.02.2005 № 557-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Ненецкого автономного округа" (принят Собранием депутатов НАО 21.02.2005) В состав Ненецкого автономного округа входят следующие административно-территориальные единицы Ненецкого автономного округа:

1) город окружного значения - Нарьян-Мар;

2) район автономного округа - Заполярный. Административный центр - рабочий поселок Искателей;

3) поселок городского типа районного значения - рабочий поселок Искателей;

4) сельсоветы, входящие в состав района автономного округа:

а) Андегский. Административный центр - деревня Андег;

б) Великовисочный. Административный центр - село Великовисочное;

в) Канинский. Административный центр - село Несь;

г) Карский. Административный центр - поселок Усть-Кара;

д) Колгуевский. Административный центр - поселок Бугрино;

е) Коткинский. Административный центр - село Коткино;

ж) Малоземельский. Административный центр - поселок Нельмин-Нос;

з) Омский. Административный центр - село Ома;

и) Пешский. Административный центр - село Нижняя Пеша;

к) Приморско-Куйский. Административный центр - поселок Красное;

л) Пустозерский. Административный центр - село Оксино;

м) Тельвисочный. Административный центр - село Тельвиска;

н) Тиманский. Административный центр - поселок Индига;

о) Хорей-Верский. Административный центр - поселок Хорей-Вер;

п) Хоседа-Хардский. Административный центр - поселок Харута;

р) Шоинский. Административный центр - село Шойна;

с) Юшарский. Административный центр - поселок Каратайка;

т) Амдерминский. Административный центр - поселок Амдерма;

5) сельские населенные пункты:

а) деревня Андег Андегского сельсовета;

б) село Великовисочное, деревни Лабожское, Пылемец, Тошвиска, Щелино Великовисочного сельсовета;

в) село Несь, деревни Чижа, Мгла Канинского сельсовета;

г) поселок Усть-Кара Карского сельсовета;

д) поселок Бугрино Колгуевского сельсовета;

е) село Коткино Коткинского сельсовета;

ж) поселок Нельмин-Нос Малоземельского сельсовета;

з) село Ома, деревни Вижас, Снопа Омского сельсовета;

и) село Нижняя Пеша, деревни Белушье, Верхняя Пеша, Волоковая, Волонга Пешского сельсовета;

к) поселок Красное, деревни Куя, Осколково, Черная Приморско-Куйского сельсовета;

л) село Оксино, поселок Хонгурей, деревня Каменка Пустозерского сельсовета;

м) село Тельвиска, деревни Макарово, Устье Тельвисочного сельсовета;

н) поселки Индига, Выучейский Тиманского сельсовета;

о) поселки Хорей-Вер, Харьягинский Хорей-Верского сельсовета;

п) поселок Харута Хоседа-Хардского сельсовета;

р) село Шойна, деревня Кия Шоинского сельсовета;

с) поселки Каратайка, Варнек Юшарского сельсовета;

т) поселок Амдерма Амдерминского сельсовета;

 

Таким образом, географические границы рынка определены в пределах географических границ муниципальных образований НАО .

 

 

5. Состав хозяйствующих субъектов

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке теплоснабжения включаются организации, осуществляющие:

- производство тепловой энергии и (или) продажу конечным потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя (таблица № 1);

- передачу тепловой энергии (таблица №1);

- производство тепловой энергии для дальнейшей перепродажи (таблица № 2);

Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы:

- население и организации, потребляющее тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;

- теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;

- организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов

 

Расчет объема рынка теплоснабжения за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей теплоснабжающих организаций и производителей тепловой энергии производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (Гкал).

Объем рынка теплоснабжения определяется как сумма объемов продажи (поставки) тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, теплоснабжающими организациями (в том числе единой теплоснабжающей организацией), а также производителями тепловой энергии в соответствующих границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.  (Таблица № 3).

В связи с тем, что передача тепловой энергии является составляющей услуги по теплоснабжению, необходимо рассчитать объем рынка передачи тепловой энергии и долей теплосетевых (теплоснабжающих) организаций за исследуемый период.

Расчет объема рынка передачи тепловой энергии производится на основании объема переданной тепловой энергии (Гкал).

Объем рынка передачи тепловой энергии рассчитывается как сумма объемов переданной тепловой энергии в разбивке по группам потребителей.

Доля теплосетевой (теплоснабжающей) организации на рынке передачи тепловой энергии рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем тепловой энергии, переданной теплосетевой (теплоснабжающей) организации на рассматриваемый рынок услуг по теплоснабжению, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка услуг по теплоснабжению.

Установление размеров долей теплосетевых  (теплоснабжающих) организаций в объеме рынка услуг по теплоснабжению обусловлено необходимостью совершенствования рынка теплосетевой энергии, в том числе в части определения статуса единой теплоснабжающей организации в отношении компаний, которые обладают значительными генерирующими мощностями и/или теплосетевыми активами, кадровым потенциалом и технической базой для обеспечения надежности и качества теплоснабжения.

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации розничного рынка электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

10. Заключение