Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке доступа к сети Интернет

Аналитический отчет состояния конкуренции

в целях установелния доминирующего положения ОАО «,,,,,,,,»  на рынке услуг доступа к сети Интернет

 

1. Общие положения.

 

Настоящий анализ проводился в связи с поступлением в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу заявления  гражданин РФ, с жалобой на действия ОАО «,,,,,,», выразившиеся в  увеличении стоимости на оказание услуг доступа к сети Интернет.

 

Целью проведения  данного анализа является:

–   изучение структуры рынка услуг  на рынке доступа к сети Интернет;

– установление (подтверждение) доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанную деятельность в административных границах Ненецкого автономного округа.

 

Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок)

 

1.2. Источники исходной информации

В качестве источников исходной информации при проведении анализа использованы:

- данные Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу;

-  сведения, полученные от юридических лиц, действующих на рынке услуг  доступа к сети интернет;

 

2. Временной интервал исследования рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка 2012-11 месяцев 2013 г. Выбор временного интервала обусловлен целями исследования и содержанием заявлений.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

При установлении продуктовых границ товарного рынка антимонопольный орган руководствуется следующими основными понятиями и положениями.

Товар – объект гражданских прав ( в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья Федерального закона «О защите конкуренции»).

Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с п. 3.1. Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

 - предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 –ФЗ «О связи».

Оказание телематических услуг связи операторами связи осуществляется на основании соответствующих лицензий, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи.

На основании постановления Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» доступ к сети Интернет относится к телематическим услугам связи.

Согласно лицензионным условиям, оператор связи обязан предоставлять абоненту (пользователю):

а) доступ к сети связи лицензиата;

б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) прием и передачу телематических сообщений.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД имеется позиция с кодом 64.20.5 – деятельность в области оказания телематических услуг связи, которая включает в себя деятельность в области оказания услуг по предоставлению доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

В «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности» (ОК 034-2007) – ОКПД имеются позиции с кодами:

64.20.18 – услуги связи телематические;

64.20.18.130 – предоставление доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе к сети Интернет).

Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32, предоставление доступа к сети передачи данных определено как совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.

Следовательно, услуга предоставления доступа к сети Интернет состоит из нескольких этапов, характеризующих порядок получения и оплаты услуги:

  1. Установка и подключение соответствующего оборудования для организации доступа к сети передачи данных (затраты на приобретение);
  2. Получение доступа к сети Интернет, то есть возможности получения и отправки информации (трафика), сопровождающееся эксплуатационными затратами и платой за пользование ресурсами;
  3. Получение услуг, неразрывно связанных с определенным способом получения услуги доступа к сети Интернет, направленных на увеличение потребительской ценности услуги.

Услуги предоставления доступа к сети Интернет по качественным и техническим характеристикам, значимым с точки зрения потребителя, характеризуются способом соединения по сети передачи данных:

- коммутируемый доступ;

- широкополосный доступ.

Коммутируемый доступ – сервис, позволяющий компьютеру используя модем и телефонную сеть общего пользования, подключаться к другому компьютеру (серверу доступа) для инициализации сеанса передачи данных, т.е. для доступа в сеть Интернет. Обычно используют только доступ в Интернет на домашнем компьютере.

Широкополосный доступ к сети Интернет может быть организован проводным или беспроводным способами. Проводные способы доступа являются фиксированными, то есть выход в Интернет пользователем осуществляется с определенного, специально оборудованного рабочего места.

Беспроводные способы доступа могут быть как фиксированными, так и не фиксированными, то есть мобильными – в этом случае пользователь может выходить в сеть, находясь в организованной оператором связи зоне доступа и перемещаться внутри этой зоны. Примерами не фиксированного широкополосного доступа могут являться сети операторов сотовой связи (GPRS, 3G), а также Wi-Fi  доступ. Наиболее распространенными технологиями проводного широкополосного доступа являются xDSL, Ethetnet, ETTx и др.

Коммутируемый способ (Dial-Up). Телефонная связь через модем не требует никакой дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети . Поскольку телефонные пункты доступны во всем мире, такое подключение остается полезным для путешественников. Подключение к сети с помощью модема по обычной коммутируемой телефонной линии связи – единственный выбор, доступный для большинства сельских или отдаленных районов, где получение широкополосной связи невозможно из-за малой численности населения и требований.

Стоимость доступа в сеть Интернет через коммутируемый доступ часто определяется по времени, проведенному пользователем в сети, а не по объёму трафика. Доступ по телефонной линии – это не постоянная или временная связь, потому что по желанию пользователя или оператора рано или поздно будет разорвана. Операторы услуг доступа к сети Интернет зачастую устанавливают ограничение на продолжительность связи и разъединяют пользователя по истечении отведённого времени, вследствие чего  необходимо повторное подключение.

У современных модемных подключений максимальная теоретическая скорость составляет 56 кбит/сек (при использовании протоколов V.90  или V.92), хотя на практике скорость редко превышает 40-45 кбит/сек, а в подавляющем большинстве случаев держится на уровне не более 30 кбит/сек. Такие факторы , как шум в телефонной линии и качество самого модема играют большую роль в значении скоростей связи. У телефонного соединения через модем обычно высокое время задержки, которое доходит до 400 миллисекунд или более и которое дает онлайн-игры и видео конференцсвязь крайне затруднительными или же полностью невозможными.

Широкополосный доступ различается по типу технологии передачи данных ADSL, Ethetnet, Wi-Fi, GPRS, 3G и др.

Таким образом, потребительские свойства услуги доступа к сети Интернет по данным способам соединения различны, поскольку, используя широкополосный доступ к сети Интернет, пользователь имеет большие возможности получения информации. Кроме того, оплата доступа к сети Интернет по технологии Dial-Up основана на времени соединения, а не на объеме переданной информации, что не позволяет сравнить цены данных услуг.

Большинство операторов связи уже отказались от данной технологии, ввиду неконкурентоспособности по сравнению с широкополосным доступом к сети Интернет.

В связи с вышеизложенным, коммутируемый и широкополосный доступ в рамках данного исследования не могут быть рассмотрены в качестве взаимозаменяемых товаров.

В ходе обобщения ответов хозяйствующих субъектов установлено, что на территории Ненецкого автономного округа услуга доступа к сети Интернет оказывается по следующим технологиям подключения:

 

Dial-up

xDSL

3G

Ethernet

GPRS

 

 

-

В соответствии с п. 3.6. Порядка проведения анализа, выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаров в одну классификационную группу.

Основными свойствами товара, определяющими выбор данной категории покупателей, являются стоимостные и качественные показатели услуги.

Стоимостные показатели: стоимость организации доступа к сети; плата за пользование ресурсами, то есть плата за трафик.

Качественные показатели: скорость, предоставление дополнительных сервисов, распространенность.

Для установления взаимозаменяемости видов технологий подключения использовалась информация, полученная из Интернета, а также от хозяйствующих субъектов (провайдеров).

 

4. Географические границы товарного рынка

Географические границы рынка рассматриваются в пределах Ненецкого автономного округа.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

Покупателями на рынках предоставления   услуги коммутируемого доступа по технологии  Dial-up физическим лицам НАО; услуги широкополосного доступа по технологии  3G;GPRS;xDSL; Ethernet физическим лицам НАО являются физические лица – конечные потребители услуги предоставления доступа к сети Интернет.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – операторы связи, владеющие лицензией на право предоставления телематических услуг связи.

По данным, представленным Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на территории НАО могут оказывать услуги 7 хозяйствующих субъектов:

Запросы направлены всем. Обобщая полученные ответы, установлено, что за исследуемый период:

- (…..) физическим лицам услуги доступа к сети Интернет не предоставляют.

- ОАО «,,,», ОАО «,,,», ОАО «,,,» - широкополосный доступ по технологии xDSL не предоставляют.

 

Таким образом участниками рынка будут являться: (,,,,,,,,,,,,,,)

 

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно п. 6.1. Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка

 

 

Таблица 1.

 

Географические границы рынка/регион

Период

Хозяйствующий субъект (указать способ предоставления доступа к сети Интернет)

Объем покупателей данной услуги (ШПД по технологии xDSL)

Объем продаж (ШПД по технологии xDSL)

Доля, %

(территория предоставления услуги)

Физические лица

В натуральном выражении, Мбайт

В стоимостном выражении, руб.

Ненецкий АО

     

 

 

Ненецкий АО

     

 

Итого

 

 

 

  

 

Ненецкий АО

     

 

 

Ненецкий АО

     

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации рынка в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 

Таблица 2. Показатели коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана рынка 2012 и 11 месяцев 2013 года

 

 

2012 год

CR3

 

HHI

 

11 месяцев 2013 года

CR3

 

HHI

 

 

В соответствии с критериями оценки рыночной концентрации, приведенными в пункте 7.2 Порядка, исследуемый товарный рынок относится к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации, так как - высокий - = 100%,  HHI =10 000.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

В целях определения барьеров входа на товарный рынок проведен анкетный опрос хозяйствующих субъектов. Хозяйствующим субъектам было предложено оценить степень конкуренции на рынке, а так же наличия и преодолимости барьеров, препятствующих входу на товарный рынок.

           

 

 Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке, проведенная в соответствии с пунктом 9.1 Порядка и на основании данных о рыночной концентрации и мнений участников рынка о преодолимости барьеров входа на рынок позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок следует отнести к рынку ,,,,,,,,,,,,,.

 

 

Заключение

 

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,