Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке доступа к сети Интернет
Аналитический отчет состояния конкуренции
в целях установелния доминирующего положения ОАО «,,,,,,,,» на рынке услуг доступа к сети Интернет
1. Общие положения.
Настоящий анализ проводился в связи с поступлением в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу заявления гражданин РФ, с жалобой на действия ОАО «,,,,,,», выразившиеся в увеличении стоимости на оказание услуг доступа к сети Интернет.
Целью проведения данного анализа является:
– изучение структуры рынка услуг на рынке доступа к сети Интернет;
– установление (подтверждение) доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанную деятельность в административных границах Ненецкого автономного округа.
Анализ проводился в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок)
1.2. Источники исходной информации
В качестве источников исходной информации при проведении анализа использованы:
- данные Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу;
- сведения, полученные от юридических лиц, действующих на рынке услуг доступа к сети интернет;
2. Временной интервал исследования рынка
Временной интервал исследования товарного рынка 2012-11 месяцев 2013 г. Выбор временного интервала обусловлен целями исследования и содержанием заявлений.
3. Определение продуктовых границ товарного рынка
При установлении продуктовых границ товарного рынка антимонопольный орган руководствуется следующими основными понятиями и положениями.
Товар – объект гражданских прав ( в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья Федерального закона «О защите конкуренции»).
Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
В соответствии с п. 3.1. Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 –ФЗ «О связи».
Оказание телематических услуг связи операторами связи осуществляется на основании соответствующих лицензий, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи.
На основании постановления Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» доступ к сети Интернет относится к телематическим услугам связи.
Согласно лицензионным условиям, оператор связи обязан предоставлять абоненту (пользователю):
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических сообщений.
В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2007) – ОКВЭД имеется позиция с кодом 64.20.5 – деятельность в области оказания телематических услуг связи, которая включает в себя деятельность в области оказания услуг по предоставлению доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.
В «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности» (ОК 034-2007) – ОКПД имеются позиции с кодами:
64.20.18 – услуги связи телематические;
64.20.18.130 – предоставление доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе к сети Интернет).
Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32, предоставление доступа к сети передачи данных определено как совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.
Следовательно, услуга предоставления доступа к сети Интернет состоит из нескольких этапов, характеризующих порядок получения и оплаты услуги:
- Установка и подключение соответствующего оборудования для организации доступа к сети передачи данных (затраты на приобретение);
- Получение доступа к сети Интернет, то есть возможности получения и отправки информации (трафика), сопровождающееся эксплуатационными затратами и платой за пользование ресурсами;
- Получение услуг, неразрывно связанных с определенным способом получения услуги доступа к сети Интернет, направленных на увеличение потребительской ценности услуги.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет по качественным и техническим характеристикам, значимым с точки зрения потребителя, характеризуются способом соединения по сети передачи данных:
- коммутируемый доступ;
- широкополосный доступ.
Коммутируемый доступ – сервис, позволяющий компьютеру используя модем и телефонную сеть общего пользования, подключаться к другому компьютеру (серверу доступа) для инициализации сеанса передачи данных, т.е. для доступа в сеть Интернет. Обычно используют только доступ в Интернет на домашнем компьютере.
Широкополосный доступ к сети Интернет может быть организован проводным или беспроводным способами. Проводные способы доступа являются фиксированными, то есть выход в Интернет пользователем осуществляется с определенного, специально оборудованного рабочего места.
Беспроводные способы доступа могут быть как фиксированными, так и не фиксированными, то есть мобильными – в этом случае пользователь может выходить в сеть, находясь в организованной оператором связи зоне доступа и перемещаться внутри этой зоны. Примерами не фиксированного широкополосного доступа могут являться сети операторов сотовой связи (GPRS, 3G), а также Wi-Fi доступ. Наиболее распространенными технологиями проводного широкополосного доступа являются xDSL, Ethetnet, ETTx и др.
Коммутируемый способ (Dial-Up). Телефонная связь через модем не требует никакой дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети . Поскольку телефонные пункты доступны во всем мире, такое подключение остается полезным для путешественников. Подключение к сети с помощью модема по обычной коммутируемой телефонной линии связи – единственный выбор, доступный для большинства сельских или отдаленных районов, где получение широкополосной связи невозможно из-за малой численности населения и требований.
Стоимость доступа в сеть Интернет через коммутируемый доступ часто определяется по времени, проведенному пользователем в сети, а не по объёму трафика. Доступ по телефонной линии – это не постоянная или временная связь, потому что по желанию пользователя или оператора рано или поздно будет разорвана. Операторы услуг доступа к сети Интернет зачастую устанавливают ограничение на продолжительность связи и разъединяют пользователя по истечении отведённого времени, вследствие чего необходимо повторное подключение.
У современных модемных подключений максимальная теоретическая скорость составляет 56 кбит/сек (при использовании протоколов V.90 или V.92), хотя на практике скорость редко превышает 40-45 кбит/сек, а в подавляющем большинстве случаев держится на уровне не более 30 кбит/сек. Такие факторы , как шум в телефонной линии и качество самого модема играют большую роль в значении скоростей связи. У телефонного соединения через модем обычно высокое время задержки, которое доходит до 400 миллисекунд или более и которое дает онлайн-игры и видео конференцсвязь крайне затруднительными или же полностью невозможными.
Широкополосный доступ различается по типу технологии передачи данных ADSL, Ethetnet, Wi-Fi, GPRS, 3G и др.
Таким образом, потребительские свойства услуги доступа к сети Интернет по данным способам соединения различны, поскольку, используя широкополосный доступ к сети Интернет, пользователь имеет большие возможности получения информации. Кроме того, оплата доступа к сети Интернет по технологии Dial-Up основана на времени соединения, а не на объеме переданной информации, что не позволяет сравнить цены данных услуг.
Большинство операторов связи уже отказались от данной технологии, ввиду неконкурентоспособности по сравнению с широкополосным доступом к сети Интернет.
В связи с вышеизложенным, коммутируемый и широкополосный доступ в рамках данного исследования не могут быть рассмотрены в качестве взаимозаменяемых товаров.
В ходе обобщения ответов хозяйствующих субъектов установлено, что на территории Ненецкого автономного округа услуга доступа к сети Интернет оказывается по следующим технологиям подключения:
Dial-up | xDSL |
3G | Ethernet |
GPRS |
|
-
В соответствии с п. 3.6. Порядка проведения анализа, выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаров в одну классификационную группу.
Основными свойствами товара, определяющими выбор данной категории покупателей, являются стоимостные и качественные показатели услуги.
Стоимостные показатели: стоимость организации доступа к сети; плата за пользование ресурсами, то есть плата за трафик.
Качественные показатели: скорость, предоставление дополнительных сервисов, распространенность.
Для установления взаимозаменяемости видов технологий подключения использовалась информация, полученная из Интернета, а также от хозяйствующих субъектов (провайдеров).
4. Географические границы товарного рынка
Географические границы рынка рассматриваются в пределах Ненецкого автономного округа.
5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке
Покупателями на рынках предоставления услуги коммутируемого доступа по технологии Dial-up физическим лицам НАО; услуги широкополосного доступа по технологии 3G;GPRS;xDSL; Ethernet физическим лицам НАО являются физические лица – конечные потребители услуги предоставления доступа к сети Интернет.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица – операторы связи, владеющие лицензией на право предоставления телематических услуг связи.
По данным, представленным Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на территории НАО могут оказывать услуги 7 хозяйствующих субъектов:
Запросы направлены всем. Обобщая полученные ответы, установлено, что за исследуемый период:
- (…..) физическим лицам услуги доступа к сети Интернет не предоставляют.
- ОАО «,,,», ОАО «,,,», ОАО «,,,» - широкополосный доступ по технологии xDSL не предоставляют.
Таким образом участниками рынка будут являться: (,,,,,,,,,,,,,,)
6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке
Согласно п. 6.1. Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка
Таблица 1.
Географические границы рынка/регион | Период | Хозяйствующий субъект (указать способ предоставления доступа к сети Интернет) | Объем покупателей данной услуги (ШПД по технологии xDSL) | Объем продаж (ШПД по технологии xDSL) | Доля, % | |
(территория предоставления услуги) | Физические лица | В натуральном выражении, Мбайт | В стоимостном выражении, руб. | |||
Ненецкий АО |
| |||||
Ненецкий АО |
| |||||
Итого |
|
|
|
| ||
Ненецкий АО |
| |||||
Ненецкий АО |
| |||||
|
|
|
|
|
Определение уровня концентрации
Для определения уровня концентрации рынка в соответствующих географических границах в соответствии с пунктом 7.1 Порядка использованы:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
,
где:
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
,
где:
D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Таблица 2. Показатели коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана рынка 2012 и 11 месяцев 2013 года
2012 год | |
CR3 |
|
HHI |
|
11 месяцев 2013 года | |
CR3 |
|
HHI |
|
В соответствии с критериями оценки рыночной концентрации, приведенными в пункте 7.2 Порядка, исследуемый товарный рынок относится к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации, так как - высокий - = 100%, HHI =10 000.
Определение барьеров входа на товарный рынок
Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.
В целях определения барьеров входа на товарный рынок проведен анкетный опрос хозяйствующих субъектов. Хозяйствующим субъектам было предложено оценить степень конкуренции на рынке, а так же наличия и преодолимости барьеров, препятствующих входу на товарный рынок.
Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
Оценка состояния конкуренции на товарном рынке, проведенная в соответствии с пунктом 9.1 Порядка и на основании данных о рыночной концентрации и мнений участников рынка о преодолимости барьеров входа на рынок позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок следует отнести к рынку ,,,,,,,,,,,,,.
Заключение
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,